Рулевое управление — это совокупность узлов и деталей, обеспечивающих изменение направления движения автомобиля и поддержание заданного водителем направления.
Различают две основные части рулевого управления: рулевой механизм и рулевой привод.
Рулевой механизм служит для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому приводу и для уменьшения усилия, которое прикладывает водитель к рулевому колесу.
Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам автомобиля.
Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления и рулевое колесо.
Редуктор, передаточное число которого 16,4, собран в картере 30, отлитом из алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 40 пола кузова тремя болтами.
Червяк 51, напрессованный на вал 53, опирается на два шариковых радиально-упорных подшипника 52, зазор в которых регулируется прокладками 42, расположенными под нижней крышкой 41. Правильность регулировки подшипников червяка проверяется динамометром по величине момента трения вала червяка. Он должен быть в пределах 20—50 Н-см (2—5 кгс-см) в положении, когда ролик не входит в зацепление с червяком.
Выступающий из картера конец вала червяка уплотнен сальником 54. На шлицах червяка при помощи стяжного болта закреплен карданный шарнир.
Двухгребневой ролик 45 вращается на оси 43 в игольчатом подшипнике. Ось ролика расположена в отверстиях вала 57 сошки, и концы ее после сборки расклепаны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком происходит со смещением на 5,5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеплении червячной пары.
Между торцами ролика и пазом вала сошки установлены упорные шайбы 44, ограничивающие осевое перемещение ролика 45 на оси 43.
Вал сошки 57 установлен в двух бронзовых втулках 55, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 57 на выходе из картера уплотнен сальником 56.
Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируется винтом 50, головка которого расположена в Т-образном пазе верхнего торца вала сошки 57. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется установкой пластины 47. В запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до 2,20 мм.
Регулировочный винт 50 ввернут в крышку 46 и фиксируется от проворачивания фигурной шайбой 48 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 49. Зазор между роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта 50 в крышку 46.
При регулировке зазора сошка должна занимать среднее положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на валу червяка и на картере 30 должны совпадать).
Правильность зацепления проверяется динамометром по моменту трения, который должен быть равен 90—120 Н·см (9—12 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и не более 70 Н·см (7 кгс·см) при повороте от угла 30° почти до упора.
На нижнем конце вала сошки имеются конические шлицы, на которых в определенном положении при совмещении сдвоенного паза сошки со сдвоенным шлицем вала крепится гайкой сошка 2.
Детали редуктора рулевого механизма смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17, которое заливается через отверстие, закрываемое пробкой 29. Заправочная емкость 0,215 л.
Вал рулевого управления состоит из верхнего 22 и промежуточного 31 валов. Промежуточный вал имеет два карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка, другим — с верхним валом рулевого управления. Чтобы предотвратить осевое перемещение промежуточного вала, наружные вилки шарниров стянуты болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов.
Опорами для верхнего вала 22 служат два радиально-упорных подшипника 19, расположенных в трубе кронштейна 38 крепления вала рулевого управления. Нижний подшипник 19 удерживается в трубе разжимным кольцом 18 и пружиной 17, верхний — разжимным кольцом 18, пружиной и стопорным кольцом 21. Подшипники смазываются при сборке смазкой ЛИТОЛ-24 (0,8—1,5 г на каждый подшипник).
В нижней части верхнего вала рулевого управления приварено кольцо с пазом, в который входит запорная собачка противоугонного устройства.
На верхний конец вала 22 в строго определенном положении, которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливается рулевое колесо 35 и крепится гайкой 26. Гайка после затягивания моментом 50Н·М (5 кгс·м) кернится в одной точке.
На верхней части трубы кронштейна 38 хомутом закреплен трехрычажный переключатель света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и применением промежуточного вала с карданными шарнирами.
Кронштейн 38 крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя часть кронштейна 38 крепится через две фиксирующие пластины 32. Края этих пластин при определенной нагрузке сгибаются и проскакивают через прямо, угольные отверстия кронштейна, т. е. происходит поворот кронштейна 38 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна кузова. При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо перемещаются назад незначительно, а сила воздействия рулевого управления на туловище водителя резко уменьшается, что обеспечивает безопасность водителя при аварийных ситуациях.
Рулевое колесо пластмассовое со стальным каркасом. К ступице рулевого колеса сверху приклепаны две контактные пластины 24, а снизу контактное кольцо 25. Над контактными пластинами установлен на цилиндрических выступах включатель 23 звукового сигнала. Он крепится к рулевому колесу двумя болтами с гайками и прижат пружиной 27. На включателе имеется два контакта, которые замыкают на массу при включении сигнала. Включатель звукового сигнала закрывается декоративной пласт, массовой крышкой 28, прикрепленной к включателю двумя винтами.
Рулевой привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух боковых поперечных тяг, поворотных рычагов, маятникового рычага и сошки 2.
Средняя тяга 3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, которыми она соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой.
Каждая боковая тяга имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами 10. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения колес.
Наружные наконечники боковых тяг шаровыми шарнирами соединены с поворотными рычагами, каждый из которых крепится болтами к поворотному кулаку; внутренний наконечник правой боковой тяги соединен с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги — с сошкой.
Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 60, сферическая головка которого опирается на конусный вкладыш 61, изготовленный из пластмассы с высокими противоизносными свойствами. Пружина 59, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 60, создает необходимый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой.
Шаровые шарниры при сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны опорной шайбой 58, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой— армированным защитным колпачком 62. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется.
Кронштейн 11 маятникового рычага закреплен с внутренней стороны правой лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В отверстии кронштейна 1 расположены две пластмассовые втулки 15, на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 13 насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с силой 10—20 Н (1—2 кгс), приложенной на его конце. Нижняя шайба 16 поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 100 Н·м (10 кгс·м). Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 4. Между торцовыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 14. При сборке полость между втулками заполняется смазкой ЛИТОЛ-24, а втулки смазываются этой смазкой.
Техническая характеристика рулевого управления
Рулевое управление |
Травмобезопасное, с промежуточным карданным валом, с противоугонным устройством |
Рулевой механизм |
Червячная передача с глобоидным червяком и двухгребневым роликом; вал рулевого управления составной, состоит из верхнего и промежуточного карданного валов |
Рулевой привод |
Симметричный, с тремя поперечными тягами, с приводом от сошки через маятниковый рычаг и боковые тяги |
Максимальное усилие на рулевом колесе при повороте на месте на гладкой плите, Н (кгс) |
250 (25) |
Свободный ход рулевого колеса |
Не более 5 (18—20 мм) |
Заправочная емкость картера рулевого механизма, л . 0,215 |
0,215 |
Применяемое масло |
ТАД-17и |
Рис. 1
1. Боковая тяга
2. Сошка
3. Средняя тяга
4. Маятниковый рычаг
5. Регулировочная муфта
6. Нижний шаровой шарнир подвески
7. Правый поворотный кулак
8.Верхний шаровой шарнир подвески
9. Рычаг правого поворотного кулака
10. Стяжной хомут боковой тяги
11. Кронштейн маятникового рычага
12. Правый лонжерон пола кузова
13. Верхняя шайба
14. Уплотнитель
15. Втулка оси маятникового рычага
16. Нижняя шайба
17. Пружина
18. Разжимное кольцо
19. Подшипник
20. Упорная шайба
21. Стопорное кольцо
22. Верхний вал рулевого управления
23. Включатель звукового сигнала.
24. Верхняя контактная пластина
25. Нижнее контактное кольцо
26. Гайка
27. Пружина включателя
28. Декоративная крышка
29. Пробка маслоналивного отверстия
30. Картер рулевого механизма
31. Промежуточный вал рулевого управления
32. Фиксирующая пластина
33. Облицовочный кожух
34. Рычаг переключения стеклоочистителя и омывателя
35. Рулевое колесо
36. Рычаг переключателя указателей поворота:
37. Рычаг переключателя света фар
38. Кронштейн крепления вала рулевого управления
39. Уплотнитель вала рулевого управления
40.Левый лонжерон пола кузова
41. Нижняя крышка
42. Регулировочные прокладки
43. Ось ролика вала сошки
44. Упорная шайба
45. Ролик
46. Верхняя крышка
47. Пластина регулировочного винта
48. Стопорная шайба
49. Контргайка
50. Регулировочный винт
51. Червяк
52. Подшипник
53. Вал червяка
54. Сальник
55. Втулка вала сошки
56. Сальник
57. Вал сошки
58. Опорная шайба
59. Пружина вкладыша
60. Шаровой палец
61. Вкладыш шарового пальца
62. Защитный колпачок шарового вала
автомобиль рулевой сцепление травмобезопасность