Дизельные двигатели в силу особенностей рабочего процесса на 25–30% экономичнее бензиновых двигателей, что и предопределило их широкое применение. В настоящие время они устанавливается на большинство грузовых автомобилей и автобусов, а также на часть легковых.
Эксплуатационные требования к дизельным топливам (ДТ):
•бесперебойная подача топлива в систему питания двигателя;
•обеспечение хорошего смесеобразования;
•отсутствие коррозии и коррозионных износов;
•минимальное образование отложений в выпускном тракте, камере сгорания, на игле и распылителе форсунки;
•сохранение качества при хранении и транспортировке. Наиболее важными эксплуатационными свойствами дизельного топлива являются его испаряемость, воспламеняемость и низкотемпературные свойства.
•минимизация вредных выбросов в атмосферу.
Температура вскипания 96% топлива регламентирует содержание в топливе наиболее тяжелых фракций, увеличение которых ухудшает смесеобразование, снижает экономичность, повышает нагарообразование и дымность отработавших газов.
Воспламеняемость ДТ характеризует его способность к самовоспламенению в камере сгорания. Это свойство в значительной мере определяет подготовительную фазу процесса сгорания – период задержки воспламенения, который в свою очередь складывается из времени, затрачиваемого на распад топливной струи на капли, частичное их испарение и смешение паров потлива с воздухом (физическая составляющая), а также времени, необходимого для завершения пред пламенных реакций и формирование очагов самовоспламенения (химическая составляющая).
Низкотемпературные свойства. При низких температурах высокоплавкие углеводороды, прежде всего нормальные парафины, кристаллизуются. По мере понижения температуры дизельное топливо проходит через три стадии; вначале мутнеет, затем достигает так называемого предела фильтруемой и, наконец, застывает. Связано это с тем, что сначала в топливе появляются разрозненные кристаллы, которые оседают на фильтрах и ухудшают подачу топлива. При дальнейшем охлаждении теряется подвижность нефтепродуктов вследствие образования из кристаллизующихся углеводородов каркаса.
Температурой помутнения называют температуру, при которой топливо теряет прозрачность в результате выпадения кристаллов углеводородов и льда. Бесперебойная работа двигателя обеспечивается при температуре помутнения топлива на 5–10°С ниже температуры воздуха, при которой эксплуатируется автомобиль.
Температурой застывания называют температуру, при которой ДТ теряет подвижность.
Ассортимент ДТ:
•ДЛ – дизельное летнее – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже 0 «С;
•ДЗ – дизельное зимнее – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже -30 «С;
•ДА – дизельное арктическое – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже -50 «С.