По физическому состоянию горючие газы делятся на две группы: сжатые и сжиженные. Если критическая температура углеводородов ниже обычных температур при эксплуатации автомобилей, то их применяют в сжатом виде, а если выше-то в сжиженном виде под давлением 1,5–2,0 МПа.
Требования к газообразным топливам:
•обеспечение хорошего смесеобразования;
•высокая калорийность горючей смеси;
•отсутствие коррозии и коррозионных износов;
•минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах;
•сохранение качества при хранении и транспортировании;
•низкая стоимость производства и транспортирования.
Промышленность выпускает СНГ для автомобилей двух марок:
•СПБТЗ – смесь пропана и бутана техническая зимняя;
•СПБТЛ – … летняя.
В состав СНГ добавляют специальные вещества (одоранты), имеющие сильный запах, т.к. СНГ не имеет ни цвета не запаха, и обнаружить их утечку сложно. Для этой цели используют этилмеркаптан C2H4SH, имеющий резкий неприятный запах, который ощущается уже при концентрации 0,19 г. на 1000 м3 воздуха.
Иногда утечку удается определить на слух или с помощью приборов.
Эксплуатационные свойства автомобилей с газовыми двигателями, работающими на СНГ, в сравнении с автомобилями, работающими на бензине, оцениваются следующим образом:
•пусковые качества до -5 «С равноценны; при более низких температурах запуск холодного двигателя затруднен;
•показатели динамичности автомобиля ухудшается на 5…8%;
•повышается мощность и улучшается топливная экономичность двигателей, так как детонационная стойкость СНГ выше (04 выше 100 единиц), чем у бензина, и можно форсировать двигатель по степени сжатия;
•снижается токсичность отработавших газов: по окиси углерода – в 3…4 раза, по окислам азота – в 1,2…2,0 раза, по углеводородам – в 1,2…1,4 раза;
•периодичность смены масла увеличивается в 2,0…2,5 раза;
•межремонтный ресурс двигателя увеличивается в 1,4…2,0 раза;
•трудоемкость ТО и Р возрастает на 3…5%, но эти затраты перекрываются экономией от увеличения межремонтного ресурса двигателей.
В настоящее время выпускаются газобаллонные автомобили двух типов: со специальными двигателями, предназначенными для работы на СНГ и имеющими резервную систему питания для кратковременной работы на бензине; с универсальными двигателями, допускающими работу как на СНГ, так и на бензине (у автомобилей этой группы мощность снижается примерно на 10%).
Сжатые газы. Основные компоненты – метан СН», окись углерода СО и водород Нз. Получают из горючих газов различного происхождения – природных, попутных нефтяных, коксовых и других. Их называют сжатыми природными газами или СПГ. Содержание метана в СПГ составляет 40… 82%. Критическая температура метана составляет -82°С, поэтому без охлаждения СПГ перевести в жидкое состояние нельзя. Существует две марки СПГ – А и Б, которые отличаются содержанием метана и азота
Газобаллонные установки для СПГ рассчитаны на работу при давлении 19,6 МПА. Баллоны для СПГ изготавливаются толстостенными и имеют большую массу. Так, батарея из 8 50-литровых баллонов весит более 0,5 т. Следовательно, существенно снижается грузоподъемность автомобиля. Кроме того пробег автомобиля на одной заправке при работе на СПГ в 2 раза меньше, чем на бензине. Более перспективна криогенная технология хранения СПГ в сжиженном виде.
Метан легче воздуха, поэтому при утечках скапливается в верхней части помещения.
Метан имеет высокую детонационную стойкость, поэтому двигатели можно форсировать по степени сжатия.
СПГ воспламеняется в камере сгорания при температуре 635…645°С, что значительно выше температуры воспламенения бензина. Это затрудняет пуск двигателя, особенно при низких температурах воздуха. В то же время по опасности воспламенения и пожароопасносности они значительно безопаснее бензина.
Преимущества СПГ перед бензинами:
•повышается срок службы моторного масла в 2,0…3,0 раза;
•увеличивается ресурс двигателя на 35…40% вследствие отсутствия нагара на деталях цилиндро-поршневой группы;
•увеличивается на 40% срок службы свечей зажигания;
•на 90% снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами, особенно СО. Недостатки СПГ:
•цена автомобиля возрастает примерно на 27%;
•трудоемкость ТО и ТР возрастает на 7…8;
•мощность двигателя снижается на 18…20%, время разгона увеличивается на 24…30%, максимальная скорость уменьшается на 5…6%, максимальные углы преодолеваемых подъемов уменьшаются на 30…40%, эксплуатация автомобиля с прицепом затрудняется;