Цели и задачи организации движения на отдельном перекрестке
Известно, что производительность городской транспортной сети и безопасность движения по ней определяется, в основном, пропускной способностью и безопасностью отдельных перекрестков.
Пропускная способность и безопасность перекрестков зависит от:
планировочных решений;
схем организации движения;
уровня и качества инженерного обустройства перекрестков;
дисциплинированности и профессиональной подготовки участников движения;
уровня и качества управления движением.
Планировочные решения, способствующие повышению пропускной способности и безопасности транспортного узла.
При разработке плана транспортного узла необходимо обеспечить возможно лучшие условия движения через перекресток.
Решение задачи повышения пропускной способности и безопасности движения на перекрестке осуществляется следующими способами:
обеспечение благоприятных условий для накопления и старта экипажей, остановленных на запрещающий сигнал светофора, с учетом возможно большей свободы их дальнейшего движения (обеспечение необходимой ширины подходов), специализация (выделение) полос движения по направлениям и по видам транспортных средств;
обеспечение наибольшей свободы и безопасности движения в прямом и наиболее загруженных направлениях;
удобное и безопасное взаимное размещение пешеходных переходов и "стоп-линий";
ограничение точек конфликта и уменьшение их опасности путем канализации движения через перекресток;
обеспечение норм искусственного освещения;
учет особенностей эксплуатации перекрестка в различные климатические периоды;
запрет остановки экипажей за 100 м от перекрестка;
увеличение радиуса правых поворотов путем срезки углов и применения переходных кривых;
уширения проезжей части в целях выделения специальной полосы для поворотов направо (налево), например, за счет разделительной полосы;
нанесения краевой полосы (разметка 1.2);
отделение проезжей части дороги от тротуара ограждением перильного типа;
обеспечение возможно большего треугольника видимости за счет устранения зеленых насаждений, различных опор, причин скопления пешеходов;
расширение тротуаров в пределах перекрестка;
укладка трамвайных путей в уровень с полотном дороги;
организация пересечения трамвайных и автомобильных путей под углом 90°;
устройство пешеходных переходов по кратчайшим расстояниям через перекресток.
Повышению безопасности движения служит также высокопрофессиональное оснащение пересечений дорожными знаками, разметкой, направлениями и островками безопасности, искусственными сооружениями и освещением, придание повышенной шероховатости дорожному покрытию.
Особая роль светофорной сигнализации в повышении пропускной способности и безопасности транспортного узла
Светофор в руках высококвалифицированных профессионалов является весьма эффективным средством повышения пропускной способности перекрестка и безопасности движения. Неумелое или небрежное применение и эксплуатация светофоров создает дополнительные помехи движению и режим повышенной опасности.
Задачи нахождения оптимальных схем организации движения на перекрестке, схем регулирования разъезда транспортных средств и пропуска пешеходов, алгоритмов управления светофорным объектом - одни из наиболее сложных.
С помощью светофоров, установленных на перекрестке, и комплекса технических средств для управления светофорами решаются следующие задачи:
осуществление 2-, 3-, 4- . фазного регулирования с целью обеспечить бесконфликтный разъезд экипажей и пропуск пешеходов;
осуществление светофорного регулирования по способу сигнальных групп или сигнальных направлений;
управление движением по специально выделенным полосам;
переключение огней светофорного объекта по одной из нескольких жестких программ, сменяемых в заданный час суток;
переключение огней светофорного объекта по одной из жестких программ в режиме координации с работой других светофорных объектов;
переключение светофорного объекта на желтое мигание или его отключение:
в ночное время,
в случае неисправностей;
переключение огней светофорного объекта по алгоритму "Вызов фазы";
управление светофорным объектом по алгоритму "Поиск разрывов" в транспортном потоке и другим более эффективным алгоритмом адаптивного регулирования;
переключение огней светофорного объекта по алгоритму "Спецпропуск";