Вал – деталь, предназначенная для передачи вращающего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей машин. Он также подвержен действию поперечных сил и изгибающих моментов.
Ведущий вал-рессора передает крутящий момент от ротора двигателя к редуктору. Вал полый, изготовлен из стали 40ХН, термообработан (закалка).
Диаметр вала определяется по условию расчета на кручение:
(3.1.1)
где М1 – крутящий момент на шестерне z1;
Wρ – полярный момент сопротивления сечения вала:
(3.1.2)
где DТ – наружный диаметр вала;
α0 = -- коэффициент, учитывающий сплошной вал или полый. Примем α0 = 0.85
-- допускаемое напряжение кручения. Для стали 40ХН = 220 МПа.
(3.1.3)
отсюда (3.1.4)
Внутренний диаметр вала:
(3.1.5)
Вал винта служит для передачи крутящего момента на винт. Вал – пустотелый (примем α0 = 0.85), изготовлен из стали 40ХН, термообработан (закалка).
Диаметр вала винта определяем по условию расчета на кручение:
(3.1.6)
где МВ – крутящий момент на валу винта:
МВ= (3.1.7)
(3.1.8)
Из конструктивных соображений примем DВ = 62 мм.
Из конструктивных соображений примем DВ = 70 мм.
Проверочный расчет вала винта
Составим расчетную схему. Вал представим как балку на двух опорах: шарнирно-неподвижной и шарнирно-подвижной (роликовый подшипник):
Рис. 3.2.1. Расчетная схема вала винта ТВД
Для расчетной схемы определим реакции в опорах и построим эпюры изгибающих и крутящих моментов. Расстояния a и b назначим по прототипу: a = 200 мм и b = 100 мм.
Рис. 3.2.2. Эпюры изгибающих и крутящих моментов
Определим реакции в опорах:
Fa1 = F = 5950 (Н).
Составим уравнения равновесия моментов относительно точек 1 и 2:
точка 1: Fr2 * b – G (a + b) – Mг = 0, (3.2.1)
отсюда
точка 2: Мг + G * a – Fr1 * b = 0, (3.2.2)
отсюда
Основными нагрузками, действующими на вал редуктора, являются: