В большинстве случаев при проектировании машин конструкторы применяют стандартные подшипники качения. Однако в некоторых случаях выгодно использовать нестандартные подшипники, в которых детали подшипника объединены с прочими деталями. Например, дорожка качения может быть выполнена непосредственно на валу, что повышает общую прочность вала в этом сечении без увеличения габаритов. В таких объединенных опорах меньше деталей, поэтому можно добиться более точного расположения беговой дорожки относительно оси вала, что имеет большое значение, особенно при больших скоростях.
Специальные опоры качения применяют и в редукторах турбовинтовых авиационных двигателей.
Водило выполнено в виде коробки с окнами для установки сателлитов. Центральные колеса установлены на шлицах с сопрягаемыми деталями.
Роль наружного кольца в специальной опоре качения выполняет сателлит, а внутреннего – втулка. Между ними установлено два ряда роликов. Нестандартные роликовые подшипники сателлитов обычно выполняют с короткими цилиндрическими роликами, длина которых равна их диаметру.
При проектировании бессепараторных подшипников окружной зазор f между соседними телами качения принимают не более 0.025.
Расчет роликов сателлитов планетарной ступени
Размер роликов определяем из сортамента коротких цилиндрических роликов. Примем Dw * lw = 14 * 14 (мм).
Возможное число роликов определим по формуле:
(4.1.1)
где d0 – диаметр оси;
Dw – диаметр ролика.
Проектирование специальных опор качения сводится к удовлетворению условия:
ср > cп, (4.1.2)
где ср и cп – располагаемая и потребная динамические грузоподъемности подшипника.
Располагаемая динамическая грузоподъемность:
(4.1.3)
где α = 900 – угол контакта в подшипнике;
i = 1 – число рядов тел качения;= 77,1.
Потребная динамическая грузоподъемность:
(4.1.4)
где L – расчетный ресурс в миллионах оборотов:
(4.1.5)
где Lh – расчетный ресурс, ч;
ср = 60247 (Н) > cп = 55797(Н), значит условие выполняется.
Потребная грузоподъемность равняется 85% потребной, что вполне приемлемо.
Расчет роликов сателлитов ступени перебора
Примем Dw * lw = 14 * 14 (мм).
Возможное число роликов определим по формуле:
(4.1.7)
Проектирование специальных опор качения сводится к удовлетворению условия:
ср >cп, (4.1.8)
Располагаемая динамическая грузоподъемность:
(4.1.9)
где α = 900;
i = 1;
= 77.1.
Потребная динамическая грузоподъемность:
(4.1.10)
(4.1.11)
Потребная грузоподъемность равняется 55% потребной, что вполне приемлемо.
Проверка подшипников качения по динамической грузоподъемности
Проверка шарикового радиально-упорного подшипника
Подшипники подбирают по условию:
редуктор турбокомпрессор винт выносливость
ср ≤ ск, (4.2.1)
где ср – расчетное значение динамической грузоподъемности, Н;
ск – динамическая грузоподъемность подшипника, взятая из каталога, Н.
На вал винта поставим подшипник 176218 ГОСТ 8995-75 – легкой серии шариковый радиально-упорный однорядный с разъемным внутренним кольцом (четырехточечный контакт).
Диаметр шариков :