Стратегия развития портовой инфраструктуры РФ и в Санкт - Петербурге до 2030 г., включает следующее. Комплексное развитие для реализации удобства и эффективности деятельности. Предусматривается рост объемов и качества предоставляемых услуг круизным пассажирам и деловым партнером на паромах, при минимизации затрат и росте доходов города и РФ. Введение новой транспортно-логистической система, инфраструктуры, включая направление контейнерных перевозок, модернизацию транспортной системы. Повышение пропускной системы уличной дорожной сети города, припортового узла. Устранение недостаточности инфраструктуры путем введения необходимых звеньев и портовой мощности за счет паромного звена. Его способности обеспечивать операции порта по перевалке, сопровождаемых пассажиров и нужных городу грузов, и по перевозке пассажиров. Стратегия 2030 предусматривает согласование и увязку в масштабах России огромного количества разрабатываемых планов по повышению эффективности функционирования транспортной системы страны в части перевозок грузов и пассажиров водным транспортом.
В ряде публикаций отмечается, что для того, чтобы в морской пассажирской туристской отрасли РФ стало эффективнее и лучше работать,
нужно всем участникам такого важного для страны процесса осознать полноту сложившейся ситуацию. Затем оценить возможности и предложить аргументированные решения, изложенных в дипломном проекте актуальных проблем. Так, в работе «Бремя морской столицы» подчеркивается, региональные власти соглашаются с публикуемыми и обсуждаемыми прогнозами по развитию города и порта. Однако действовать не спешат, не могут или не хотят. И в этом есть своя логика. Как неоднократно заявляла ранее губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, город Петербург выполняет важную федеральную функцию, являясь крупным портом. «Но без конкретных предложений со стороны Российской Федерации и без реального выделения финансирования на развитие улично-дорожной сети города. Мы согласие на такое развитие, но денег давать не будем. У нас нет финансовой возможности для решения этой задачи. Поэтому развитие порта Петербурга, будет именно так зависеть от позиции РФ. Вступая в новое столетие, Санкт-Петербург повысил в мире свою культурную, общественную, архитектурную, исследовательскую, производственную, туристическую и жизненную позиции и привлекательность современного экономически развитого мегаполиса. Если эти согласованные меры найдут поддержку в федеральном бюджете, то Петербург готов участвовать в развитии. Если нет, то политика города будет другая».
Пояснила она свою позицию на последнем заседании Морского совета Санкт-Петербурга. «Уровень налогов, поступающих от деятельности порта в бюджет города, минимален, а нагрузка на весь бюджет города огромная. Сейчас эти доходы уходят на другие порты или куда-то ещё. Надо создавать мотивацию для регионов, чтобы развивать портовую деятельность», именно в этом убеждена В.Матвиенко. А Генеральный директор компании «Евросиб» Дмитрий Никитин добавил. «Узкие места в петербургском транспортном узле - не инфраструктурные. Они находятся на стыке амбиций и интересов управленцев и собственников». - Необходимо заставить все вовлеченные стороны и государственные органы, таможню, город, Ленинградскую область, всех частных операторов помочь в решении нужной для развития страны проблемы, тогда всем станет легче». Создание и ввод в строй Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) нужно, главным образом, для разрешения сложных проблем в транспортной ситуации, сложившейся в городе. Грузопассажирские потоки – одна из многих.
Пассажирский порт Санкт – Петербург «Морской Фасад» нужно развивать прежде всего через его пассажирскую инфраструктуру, искать средства и разрабатывать методы ледокольного обеспечения на зимний период, но не отказываться при этом от необходимых городу грузоперевозок, реализуя все возможности государственно - частного партнерства