Под продольной устойчивостью понимается возможность преодоления уклона без пробуксовывания ведущих колес, так как у имеющих низкое расположение центра тяжести современных автомобилей опрокидывание в продольной плоскости маловероятно. Критерием оценки продольной устойчивости служит максимальный уклон подъема, преодолеваемый с постоянной скоростью без пробуксовывания ведущих колес.
Критический угол подъема в значительной мере зависит от значения коэффициента сцепления j.
Расчёт оценочного параметра продольной устойчивости (критического угла подъёма) определяется по формуле:
,(19)
где а - расстояние от центра тяжести автомобиля до его передней оси, м;
L – база автомобиля, м.
Для порожнего автомобиля, для щебеночного сухого покрытия:
a = arctg(2,4*0,6/(3,6-1*0,6))=44º.
Аналогично проводим расчёт для
автомобиля в порожнем и груженом состоянии при различных значениях коэффициентов , и результаты расчётов сводим в таблицу 8.
Таблица 8 – Критический угол подъема
Критический угол подьема, º |
Коэфициент сцепления шин с дорогой | |
щеб.покрытие сухое 0,6 |
щеб.покрытие мокрое 0,5 | |
без нагрузки |
44 |
37 |
с полной нагрузкой |
45 |
39 |
На основании таблицы 8 строится график зависимости критического угла подъёма от коэффициента сцепления шин с дорогой a= f(j) рисунок 10.
Рисунок 10 - График зависимости критического угла подъёма от коэффициента сцепления шин с дорогой
Изменение коэффициента сцепления шин с дорогой способствует и изменению критического угла подъёма. Для асфальтобетонного и цементобетонного покрытий критический угол подъёма минимальный, а при гололёде максимальный. Для порожнего автомобиля критический угол подъёма больше чем для автомобиля в груженом состоянии, однако для укатанного снега и обледенелой дороги критический угол подъёма для автомобиля в груженом состоянии больше чем для автомобиля в порожнем состоянии.