Управляемость транспортного средства - способность сохранять или изменять траекторию движения, заданную водителем, позволять управление при наименьших затратах механической и физической энергии. Управляемость требует выполнения следующих требований:
· качение управляемых колес автомобиля при криволинейном движении должно происходить без бокового скольжения;
· углы поворотов управляемых колес должны иметь необходимое соотношение;
· должна быть обеспечена стабилизация управляемых колес;
· должны быть исключены произвольные колебания управляемых колес;
· углы увода передней и задней осей должны иметь определенное соотношение.
Критическая скорость по условиям управляемости - максимальная скорость криволинейного движения без поперечного проскальзывания управляемых колес. При достижении такой критической скорости движения при повороте, управляемые колеса проскальзывают, и увеличение угла поворота управляемых колес не меняет траекторию движения автомобиля. Для каждого угла поворота есть свое критическое значение скорости. При этом с увеличением угла поворота значение критической скорости уменьшается. При незначительном коэффициенте сцепления (сырое загрязненное покрытие, гололед) значение критической скорости существенно снижается. Автомобили, имеющие большую базу по длине, по этому показателю имеют лучшую управляемость.
Критическая скорость по условию управляемости находиться по формуле:
,(20)
где - угол поворота управляемых колёс.
Для грунтового сухого покрытия при =20º:
Vупр ==5.8 м/с
Аналогично проводим расчёт для значений =20º; 40º; для мокрого покрытия, и результаты расчётов сводим в таблицу 9.
Таблица 9 - Критическая скорость по условию управляемости
Критическая скорость по условию управляемости (м/с) при угле поворота управляемых колёс,º |
Коэффициент сцепления шин с дорогой | |
Щебеноч. дорога сухое 0,6 |
Щебеноч. дорога мокрое 0,5 | |
20 |
5.8 |
4.9 |
40 |
3.45 |
2.7 |
На основании таблицы 10 строится график зависимости критической скорости по условию управляемости от коэффициента сцепления шин с дорогой Vупр = f(j) рисунок 11.
Рисунок 11 - График зависимости критической скорости по условию управляемости от коэффициента сцепления шин с дорогой