Содержание пассажирских вагонов в чистоте способствует поддержанию ходовых частей в исправном состоянии и сохраняет окрашенную поверхность кузовов вагонов от разрушения, увеличивает срок ее службы и создает вагону приятный внешний вид.
Вагоны поступают в ремонт сильно загрязненные наслоениями из окружающей среды, покрытые отработанными смазочными маслами, пораженные коррозией и гнилью.
Поэтому перед постановкой в ремонт должна проводиться тщательная очистка вагона в не разобранном виде, а затем в процессе разборки и ремонта - очистка его составных частей. Предварительно вагоны должны быть продезинфицированы.
Для очистки вагонов и их составных частей широко применяются специальные установки с использованием моющих растворов и веществ, а также органических растворителей.
К обмывке вагонов с применением моечных машин предъявляются следующие требования:
полная обмывка стен, окон, тележек вагона;
сохранность выступающих частей вагона и особенно дверных и оконных стекол;
минимальная продолжительность и невысокая стоимость обмывки вагона;
применение моющих средств, не разрушающих лакокрасочное покрытие вагонов.
Учитывая климатические условия, вагонно-моечную машину устанавливаем в закрытом помещении с обогревом состава при входе и сушкой при выходе. Где имеются локальные очистные сооружения, оборотное водоснабжение и канализацию. Машина обслуживается оператором.
Составы подают на моечную машину локомотивом, который может находиться впереди или сзади состава. Перед подачей состава на моечную машину оператор машины получает сведения о количестве осей локомотива, его месте в составе, о количестве вагонов в составе. На основании этого, оператор устанавливает на пульте управления программу отсчета числа осей с подачей моющего раствора и воды на вагоны. Операции осуществляются автоматически, согласно программе. Электрический импульс для срабатывания механизмов от прохождения колесной пары подается бесконтактными педалями - датчиками типа ТПК, установленными внутри рельсового пути.
Режим работы вагономоечной машины устанавливается в зависимости от степени загрязнения и состояния обмываемой поверхности, температуры воздуха.
Технологический процесс обмывки включает следующие операции:
набрызгивание моющего раствора форсунками на кузов вагона и растирание его щетками;
нахождение нанесенного моющего раствора на стенках кузова для его взаимодействия с загрязнением;
обмывка кузова щетками и подогретой водой.
Данные операции выполняются на девяти технологических позициях.
На первой позиции - обмывка ходовых частей струями горячей воды с температурой 80-850С при давлении 10-11 атм. В зимний период на этой позиции удаляются не только грязь, но и обледенение с ходовых частей.
На второй позиции - натирание боковых стен, спусков крыш и окон вагонов растворителем при помощи пары вертикальных вращающихся щеток.
На третьей позиции - обмывка поверхностей, не доступных для очистки вращающимися щетками (крыш, торцовых стен, суфле), и подготовка боковых стен, спусков крыш и окон к последующей обработке щетками и струями воды. На этой позиции струями горячей воды с t 80-850С при давлении 10-11 атм. смывается слой пыли с крыши, торцовых стен, суфле и мало затвердевшие слои грязи на наружных стенках вагона, а затвердевшие размягчаются.