Реле называется элемент, в котором при достижении известного значения входной величины Х выходная величина У изменяется скачком. [2]
Рисунок 1- Характеристика реле
Рисунок 2-Схема электромагнитного реле
В системах железнодорожной автоматики, как правило, применяют реле, в которых входными и выходными (X) являются электрические величины (ток, напряжение).
Рассмотрим общую схему электромагнитного реле представленную на рисунке 2.
Основной частью реле является электромагнит, который состоит из обмотки 1 с сердечником 2, ярма 3 и подвижной части 4, называемой якорем. Якорь воздействует на контакты 5. При прохождении тока по обмотке возникает магнитный поток; магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор, пронизывают якорь, который под действием электромагнитных сил притягивается, замыкая контакты. Это явление называется срабатыванием (возбуждением) реле, на рисунке 1, явление срабатывания- это скачкообразное изменение выходной величины Y от 0 до Y1, в точке Хср (величина срабатывания). При выключении тока (или его снижении) якорь под действием силы тяжести (собственного веса) или сил реакции контактных пружин возвращается в исходное состояние, размыкая контакты. Это явление называется отпусканием (обесточиванием реле). Это хорошо видно из рисунка 1 в момент, когда входная величина Х становится равной Х0 (величина отпускания), выходная величина Y скачкообразно уменьшается, до 0 и остается там неизменной, до тех пор пока не примет значение Хср. [2]
Катушка или обмотка реле служит для создания магнитного потока, а сердечник — для его усиления. Ярмо предназначено для получения непрерывного магнита-провода, подвижной частью которого является якорь.