Серийный тягач МАЗ-537Г последнего выпуска с 52-тонным полуприцепом ЧМЗАП-9990
На военном параде в Москве МАЗ-537 буксирует транспортную тележку с ракетой Р-9А
В 1977 году на базе тягачей МАЗ-537Г со специально оборудованными полуприцепами МАЗ-9994 в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР была разработана единственная в мире мобильная атомная электростанция "Памир-630Д" военного назначения, предназначенная для оперативной доставки всеми видами транспорта и способная работать практически при любых температурах и в самых тяжелых дорожных условиях. В первой половине 1980-х годов были построены два комплекта таких станций. Каждая состояла из двух тягачей с полуприцепами полной массой по 60 т, на которых монтировали оборудование компактного ядерного реактора мощностью 630 кВт и турбореактивных блоков. Пульты управления с первыми советскими компьютерами "Минск" и отсеки для персонала из 28 человек располагались еще на двух автомобилях. Запаса ядерного топлива хватало на пять лет работы. После аварии на Чернобыльской АЭС по соображениям безопасности обе электростанции "Памир" были уничтожены.
Средства обслуживания ракетных комплексов
Вторым менее распространенным назначением седельных тягачей МАЗ-537 являлась буксировка топливных и специальных заправочных полуприцепов-цистерн для ВВС и РВСН. На крупных военных аэродромах применялись автономные полуприцепные топливозаправщики вместимостью от 30 до 60 тыс. л. Для транспортировки и заправки топливом различных ракетных комплексов служили две специальные полуприцепные теплоизолированные цистерны со средствами его очистки, раздачи, перемешивания, подогрева и охлаждения, приспособленные к эксплуатации при температурах от - 40 до +50? С и при влажности воздуха 98%. Они агрегатировались с седельными тягачами МАЗ-537Д, оборудованными генераторной станцией для питания их систем, и базировались на специальных двухосных полуприцепах с четырехколесными тележками, унифицированными с задними колесами тягачей. Первая заправочная автоцистерна ЗАЦ-1 (15Г95) доставляла 39 т ядовитого амила (окислителя ракетного топлива) и снабжалась собственной перекачивающей станцией, системами поддержания постоянной температуры и перемешивания топлива в пути, тремя боковыми шкафами с аппаратурой контроля и управления, емкостями для шлангов и вспомогательного оборудования и рабочими площадками. На стоянке и во время движения максимальное внутреннее давление в цистерне регулировалось в пределах от 2,7 до 4,0 кгс/см2 при помощи пневматической системы из шести баллонов емкостью по 130 л каждый. Вторая аналогичная цистерна ЗАЦ-2 (15Г96) перевозила 31 т гептила для заправки ракетных систем и по общей конструкции не отличалась от модели ЗАЦ-1. На стоянке максимальное давление в ней устанавливалось на уровне 2,5 кгс/см2. Полная масса таких автопоездов достигала 77,3 и 71,0 т, габаритная длина - 19,1 и 19,8 м соответственно. Высота - 4,0 и 4,25 м при единой габаритной ширине 3,0 м. Максимально допустимая скорость передвижения по шоссе - 40 км/ч, по грунтовым дорогам - 20 км/ч. Экипаж обеих автоцистерн состоял из двух специально экипированных человек с противогазами, средствами индивидуальной защиты и спецприборами.