Определение действительного коэффициента молекулярного изменения. По составу заданного топлива подсчитывается теоретически необходимое количество воздуха (кмоль возд./кг топлива) для сжигания 1 кг жидкого топлива:
,
где С, Н, От - содержание углерода, водорода, кислорода в 1 кг жидкого топлива, %.
Количество свежей смеси М1 поступившей в цилиндры двигателя для сжигания 1 кг жидкого топлива в рассчитываемом двигателе при выбранном коэффициенте избытка воздуха, будет:
Изменение объема продуктов сгорания по сравнению с объемом свежего заряда для жидкого топлива подсчитывается по формулам:
для
для
Для сжигания газообразного топлива теоретически необходимое количество воздуха (кмоль возд./ кмоль топлива) подсчитывается по формуле:
,
где - содержание газообразного компонента в заданном топливе, %; n, m - соответственно числа атомов углерода, водорода, кислорода в газообразном компоненте.
Количество свежей смеси для газовых двигателей (кмоль возд./кмоль топлива) рассчитывается по формуле:
.
Изменение объема продуктов сгорания в тех же единицах составит:
Затем определяется коэффициент молекулярного изменения:
,
по которому вычисляется действительный коэффициент молекулярного изменения:
.
Определение параметров газов в конце процесса сгорания. Температура газов в конце сгорания определяется по уравнению сгорания:
для карбюраторных двигателей:
,
для дизельных двигателей:
,
для газовых двигателей:
,
где - коэффициент использования теплоты; - низшая теплота сгорания топлива; - средние мольные теплоемкости сгоревших газов и свежего заряда при температуре Tz и Тc (соответственно) при постоянном объеме, кДж/(кмоль К); λ - степень повышения давления, равная отношению максимального давления цикла Pz к давлению конца сжатия Рc; - средняя мольная теплоемкость сгоревших газов при постоянном давлении, кДж/(кмоль К)
При α < 1 топливо, поданное внутрь цилиндра, сгорает не полностью. В результате этого в продуктах сгорания содержатся химически активные газы СО и Н2. Истинная низшая теплота оказывается ниже табличной на , которая для бензина среднего состава (С = 0,855; Н = 0,145) может быть подсчитана из следующего соотношения:
Коэффициент использования теплоты зависит от многих факторов и для автотракторных двигателей изменяется в следующих пределах: для карбюраторных - 0,85 .0,90; для дизельных - 0,70 .0,85; для газовых - 0,80 .0,85.