Среднее индикаторное давление, МПа. Расчетное индикаторное давление определяется по формуле:
Действительное индикаторное давление подсчитывается по выбранному значению коэффициента полноты диаграммы φп (п.1.6)
,
где
В случае применения наддува ∆Pi может быть и отрицательным числом. Отклонение действительного цикла от расчетного у карбюраторных двигателей меньше, чем у дизелей. Поэтому, у двигателей с искровым зажиганием значения φп ближе к верхнему пределу. У дизелей с разделенными камерами сгорании (вихрекамерные, предкамерные и др.) вследствие наличия дополнительных гидравлических и тепловых потерь значения φп берутся ближе к нижнему пределу.
В двухтактных двигателях , подсчитанное по неокругленной диаграмме для полезной части хода поршня, пересчитывают на весь ход поршня:
.
Индикаторный КПД определяется по формуле:
.
Для газовых двигателей в знаменателе этой формулы убирается Hu и в результате получается расход теплоты на единицу мощности двигателя в единицу времени, Дж/(кВтч).
Механические потери. Механические потери на трение в двигателе и привод вспомогательного оборудования оцениваются уменьшением среднего индикаторного давления Pi. Среднее давление механических потерь Рм можно представить в виде суммы средних давлений потерь на трение Рт на газообмен Рг, на привод вспомогательных механизмов Рвм, на привод компрессора и вентилятора Рк и Рв.
.
Потери мощности на трение составляют основную часть механических потерь (до 80% всех потерь) и зависят от газовых сил, сил инерции, нагружающих трущиеся пары, а также силы упругости колец и пружин в передаточных звеньях.
Среднее давление механических потерь определяют в зависимости от средней скорости поршня Сп по эмпирической формуле:
,
где А, В - коэффициенты; Сп - средняя скорость поршня, м/с, ориентировочно выбирается из таблицы 16.
Значения коэффициентов А и В, устанавливаемые экспериментально, приведены в таблице 14.
Значения среднего давления механических потерь (МПа) находятся в следующих пределах: для карбюраторных двигателей- 0,15 .0,25; для дизелей -0,20 .0,30.
Примечание: Для газовых двигателей gi = 10,8 .12,8 МДж/(кВтч); ge = 14 .17 МДж/(кВтч)
Среднее эффективное давление. Можно его представить как разность между средним индикаторным давлением Pi и средним давлением механических потерь:
.
Механический КПД двигателя. .
Эффективный КПД двигателя. .
Удельный эффективный расход топлива. .
Общие показатели существующих двигателей приведены в таблице 15.