Морская буксировка может быть запланированной и вынужденной. Все расчеты, связанные с запланированной буксировкой выполняются заблаговременно с учетом особенностей предстоящей операции. При вынужденной буксировке капитан буксировщика обязан выполнить расчеты скорости буксировки, а также элементов буксирной линии. Задача может свестись к выбору скорости буксировки, при которой прочность имеющегося буксирного троса оказалась бы достаточной. При вынужденной буксировке капитан не всегда имеет точные данные о буксируемом объекте, поэтому расчеты проводятся по простейшим эмпирическим формулам.
В работе производится простейший расчет скорости буксировки и элементов буксирной линии, пригодный для выполнения расчетов в судовых условиях.
Суммарное сопротивление должно быть преодолено упором гребного винта буксирующего судна. Разница между упором винта на полном ходу и сопротивлением буксирующего судна при уменьшенной скорости движения и есть сила, которая используется на продвижение буксируемого судна, и называется тяга на гаке.
Упор гребного винта рассчитывается по формуле:
Rш = R0 = R1 + R2 (1.1.)
где Rш – упор гребного винта, кН;
R0 – суммарное сопротивление, кН;
R1 – сопротивление буксирующего судна, кН;
R2 – сопротивление буксируемого судна, кН.
Тяга на гаке буксировщика определяется по формуле:
Тг = Рш – R1 vб (1.2.)
где Тг – тяга на гаке, кН;
Рш – упор винта, кН;
R1 vб – сопротивление буксирующего судна, соответствующее скорости буксировки, кН.
Максимальной скоростью при буксировке будет та скорость, при которой сопротивления буксирующего и буксируемого судов в сумме составят силу, равную упору винта буксировщика Рш. Скорость определяется по графику сопротивления буксирующего и буксируемого судов в зависимости от скорости буксировки.
Расчет буксировки производится следующим образом:
1. Определяется максимальный упор винта буксировщика или сопротивление воды движению буксирующего судна при максимальной скорости, которое равно упору винта.
2. Определяются сопротивления буксирующего и буксируемого судов на различных скоростях буксировки.
3. Составляется таблица и чертятся графики зависимости сопротивлений от скорости буксировки, по которым определяются максимальная скорость буксировки и тяга на гаке.
4. По значению силы тяги на гаке определяется толщина буксирного троса и длина рабочей части буксирной линии.
Расчет упора винта буксировщика
Для приближенной оценки упора винта буксировщика используется формула:
Рш = 0,136 * Ni (1.3.)
где Рш – упор винта, кН;
Ni – индикаторная мощность главной силовой установки, кВт, выбирается из исходных данных.
Рш = 0,136 *5152= 700,67 кН
Однако формула (1,3) дает большие погрешности в расчетах по буксировке, поэтому для определения тяги на гаке буксировщика и максимальной скорости буксировки упор винта буксировщика следует принимать равным сопротивлению буксирующего судна на полном переднем ходу.