для буксирующего судна: Rв = (0,0004* 1025 * 2965,45 * Vб2 * 10-3) /2 кН
для буксируемого судна: Rв' = (0,0004* 1025 * 4010,04 * Vб2 * 10-3) /2 кН
По формуле (1.10.) находим сопротивление винта:
Rз.в.= 0,25 * Dв2 * Vб2 * 10-3 кН
для буксируемого судна: Rз.в. = 0,25 * 5,12 * Vб2 * 10-3 кН
Так как необходимо произвести расчет сопротивлений для скоростей от 1 узла до значения скорости полного переднего хода буксирующего судна, которое равно 16,5 узлов, то результаты расчетов сводим в таблицу №2.
Определение максимальной скорости буксировки и силы тяги на гаке
По данным таблицы №2 строим графики сопротивлений Ro(Vб) и R2(Vб) в прямоугольной системе координат (График №1). Затем используем эти графики для определения максимальной скорости буксировки и силы тяги на гаке. Делаем это следующим образом:
· По оси ординат откладываем отрезок «Ое», равный упору гребного упора винта буксировщика Рш. Так как формула для расчета упора винта (1.3.) дает большие погрешности в расчетах по буксировке, то для определения тяги на гаке и максимальной скорости буксировки упор винта буксировщика принимаем равным сопротивлению буксирующего судна на полном переднем ходу. Согласно таблице №2 сопротивление буксирующего судна на полном переднем ходу равно: R1 = 480.8 кН
· Через точку «е» проводим линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с кривой суммарного сопротивления R0 в точке «а». Из точки «а» опускаем перпендикуляр на ось абсцисс и получаем при их пересечении точку «в». Отрезок «Ов» представляет собой максимальную скорость буксировки, которая в нашем случае равна: Vб max =11,6 узлов.
· Для определения тяги на гаке отыскиваем точку пересечении я перпендикуляра «ав» с кривой сопротивления буксируемого судна. Обозначив эту точку буквой «с», проводим через нее линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения ее с осью ординат в точке «d». Отрезок «Оd» определяет тягу на гаке Тг, которая равна:
Тг = 268 кН.
График №1