Выбираются направления трассы между населенными пунктами «А» и «Б»(прил. 1) по карте в масштабе 1:10 000 с сечением рельефа горизонталями через 2,5 м.
Воздушная линия между заданными пунктами пересекает р. Соть, свх. Беличи, оз. Черное, березовый лес, однопутную железную дорогу, автомобильную дорогу.
Рассмотрим варианты проложения трассы.
Беря свое начало у пункта «А» трасса проложена в юго-западном направлении, с целью обхода оз. Черное с южной стороны, а также обхода свх. Беличи. Трасса пересекает притоки оз. Черное на ПК5+80 и на ПК19+40, а также р. Соть на ПК32+30. Вершина угла поворота назначена на ПК 10+50, где трасса поворачивает вправо, на угол 24°. Радиус кривой 2100м. На ПК 2+60, ПК11+00, ПК29+40 трасса пересекает шоссе; на ПК4+80 трасса пересекает однопутную железную дорогу.
Общая длина трассы- 3960м. Коэффициент удлинения, равный отношению фактической длины трассы между заданными пунктами к длине по воздушной линии
К1=L1/Lвозд = 3960/3800 - 1,04
Беря свое начало у пункта «А» трасса проложена в юго- западном направлении, с целью обхода оз. Черное с южной стороны. Трасса пересекает существующее шоссе на ПК2+60; однопутную железную дорогу на ПК 4+80; на ПК5+85 приток оз. Черное. Вершина угла назначена на ПК5+60, где трасса поворачивает вправо, на угол 34°. Радиус кривой 1000м. Увеличение радиуса привело бы к выходу трассы на заболоченный участок оз. Черное. На ПК14+00 трасса пересекает приток оз. Черное. С ПК 19+20 до ПК24+70 трасса проходит по просеке в лесном массиве. Вершина угла поворота 2 назначена на ПК 26+30, где трасса поворачивает влево, на угол 26°.Угол поворота назначен с целью пересечения р. Соть под углом близким к 90°. Радиус кривой 2300м. На ПК 31+80 трасса пересекает р. Соть.
Для обеспечения плавности и безопасности движения на кривой, радиусом 1000м., предусмотрены: устройство виража с поперечным уклоном 40%о; переходная кривая длиной 120м, уширение проезжей части на кривой на 0,4м за счет внутренней обочины. Отгон виража и отвод уширения предусмотрены в пределах участков переходной кривой.
Общая длина трассы- 3890м. Коэффициент удлинения, равный отношению фактической длины трассы между заданными пунктами к длине по воздушной линии
К1= L1/Lвозд = 3890/3800 = 1,02
Ведомость углов поворота, прямых и кривых
Рис. 1 Закругление с круговой кривом
Используя принятые радиусы, вычисляются элементы каждого закругления с круговыми кривыми (рис.1):
Т- тангенс - расстояние от вершины угла до начала кривой
(4)
Вариант 1
ВУ1; Т=2100 * tg35°/2 = 661,77м
Вариант 2
ВУ1; Т=1000 * tg34°/2 =305,57м
ВУ2; Т=2300 * tg26°/2 = 530,72м
К - кривую - длину круговой кривой (расстояние от начала кривой до ее конца).
(5)
Вариант 1
ВУ1; К=3,14•2100•35°/180°=1282,17м
Вариант 2
ВУ1; К=3,14•1000•34°/180° =593,41м
ВУ2; К=3,14•2300•26°/180° =1043,18м
Б - биссектрису - расстояние от вершины угла поворота до середины кривой
(6)
Вариант 1
ВУ1; Б=2100-(sec35°/2-1)=101,80м
Вариант 2
ВУ1; Б=1000-(sec34°/2-1)=45,64м
ВУ2; Б=2300-(sec26°/2-1)=60,44м
Д - домер - величина, на которую сократиться расстояние измеренное по круговой кривой и прямыми от вершины угла до точек касания кривой с этими прямыми
Д - 2Т- К (7)
ВУ1; Д = 2•661,77-1282,17 =41,37м
ВУ1; Д = 2•305,57-593,41=17,73м
ВУ2; Д = 2•530,72-1043,18=18,26м
Таблица 5 Эксплуатационно-технические показатели вариантов проектируемой дороги
Наименование показателя |
1-й вариант |
2-й вариант |
Преимущества вариантов (+,-) | |
1-й вар |
2-й вар | |||
1. Длина трассы, км |
3,96 |
3,89 |
- |
+ |
2. Коэффициент удлинения |
1,04 |
1,02 |
- |
+ |
3. Количество углов поворота |
1 |
2 |
+ |
- |
4. Средняя величина угла поворота, град |
35° |
30° |
- |
+ |
5. Средний радиус поворота, м |
2100 |
1650 |
+ |
- |
6. Минимальный радиус поворота, м |
2100 |
1000 |
+ |
- |
7. Обеспеченность видимости в плане |
350 |
350 |
= |
= |
8. Количество пересечений в одном уровне |
- |
- |
= |
= |
9. Количество пересечений в разных уровнях |
4 |
2 |
- |
+ |
10. Максимальный уклон, примененный при проектировании, %о |
107 |
120 |
+ |
- |
11. Общая длина участков, на которых применен максимальный уклон к общей протяженности трассы,% |
7,1 |
7,3 |
+ |
- |
12. Обеспеченность видимости в профиле |
= |
= | ||
13. Количество пересекаемых водотоков |
3 |
3 |
= |
= |
14. Протяжение участков, проходящих в пределах населенных пунктов, км |
- |
- |
= |
= |
15. Протяжение участков неблагоприятных для устойчивости земляного полотна, км |
0,15 |
0,47 |
+ |
- |
16. Протяжение участков, проходящих по лесу, км |
- |
0,55 |
+ |
- |