Если высшие органы управления носили функциональный характер, то руководители производственных отделений (среднее звено менеджмента) отвечали за всю их работу, включая закупки, снабжение и сбыт.
Формировались и горизонтальные связи между отделениями – совместные комиссии по закупкам, рекламе, продажам, технологии, энергоресурсам, эксплуатации зданий и оборудования. Часть членов этих комиссий входила в исполнительный комитет. Таким образом, работа отделений увязывалась как между собой, так и с деятельностью корпорации в целом, контроль сверху сочетался с координацией на высшем и среднем уровнях управления.
И Форд, и Слоун сравнивали корпоративный менеджмент с управлением океанским кораблем. Однако если Форд главным считал опыт и искусство капитана, его дальновидность и проницательность, то Слоун говорил, что корабль следует вести с помощью карт и навигационных приборов, чтобы вовремя корректировать курс. Это различие подходов отразилось на всех сторонах деятельности конкурирующих компаний.
Жизнь показала отсутствие у Форда им же названных качеств хорошего менеджера, а на деле его концепция автомобильного бизнеса отличалась консерватизмом. Под его началом работало немало талантливых менеджеров, но либо он избавлялся от них, либо они сами покидали компанию, уходя к конкурентам.
«Вы можете выбрать любой цвет, какой вам нравится, пока он черный». Это высказывание, приписываемое Генри Форду, знаменовало победу требований рационализации производства над запросами покупателей.
В компании “Дженерал моторс” под руководством Слоуна была выработана иная корпоративная миссия: «Сделаем автомобиль на любой вкус и кошелек». Это положило начало дифференциации, выпуску продукции, отвечавшей требованиям различных покупателей.
Стратегия Слоуна выпускать автомобили “для каждого кармана и назначения - от аристократического кадиллака до пролетарского шевроле” принесла результаты.
Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции по всему социальному спектру различных покупателей принесло свои результаты. С 1921 по 1940 г. доля “Дженерал моторс” в общем числе проданных в США автомобилей выросла с 12,7 до 47,5%, а доля “Форда” сократилась с 55,7 до 18,9%.
“Пролетарские” шевроле успешно конкурировали по цене и качеству с дешевыми фордами, но средним и более состоятельным слоям нужны были автомашины побольше, помощнее, покомфортабельнее и пошикарнее. Эти ниши на рынке заполнили соответствующие модели “Дженерал моторс”.
Став, признанным лидером американского и мирового автомобилестроения, «Дженерал Моторс» внесла в эту отрасль методы и принципы современного менеджмента, частое обновление продукта, создание разнообразных моделей, формирование у покупателей приверженности определенной торговой марки. Автомобилестроение стало сферой применения новейших достижений механики, металлургии, химии. Электротехники, а также экономических знаний, менеджмента и маркетинга.
Таким образом, Генри Форд предопределил стратегию развития массового промышленного производства всего столетия: производство недорогой продукции, но очень продуманно распространенной. На этом выросли компании «Кока-Кола», сеть ресторанов «МакДональдс». Здесь количество и качество перекрывают изъяны качества. Еда в «МакДональдс банальный фастфуд, никаких изысков, но она приемлемого качества, дешевая, и всегда рядом, на каждом углу. Модель «Т» Генри Форда – тоже не бог весть какой автомобиль, но он был вполне приемлемым, дешевым, и его можно было купить повсюду.
Однако компания Форда чуть не потерпела крах из-за Слоуна и его «команды», которые создали образцовый корпоративный менеджмент.
Чтобы не быть полностью разгромленным, Форду и потом его наследникам пришлось частично перенять стратегию своего главного конкурента и начать варьировать собственные модели. Понадобились и методы организации, внедренные Слоуном, причем не только в автомобильной, но практически во всех отраслях промышленности.
«Ford Motor Company» до сих пор принадлежит наследникам основателя, только управляют ею наемные менеджеры. А у компании «Дженерал Моторс» есть ряд трудностей, компания так далеко зашла в рационализации производства, что ей пришлось фактически отказаться от идеи дифференциации продукции в зависимости от запросов потребителей, и ее машины стали слишком похожи.