Все зерновые грузы делятся на три группы: злаки, бобовые и масличные. Физические свойства: сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводность и сорбционные свойства. Биологические свойства: дыхание зерна, дозревание, прорастание, самосогревание и др. Перевозчик обязан учесть все указанные свойства груза и обеспечить, во-первых, рациональную загрузку и безопасное плавание судна; во-вторых, сохранность перевозимого груза.
Зерновые грузы, предъявляемые грузоотправителем к перевозке, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, международных стандартов или техническим условиям. Зерно должно быть однородным по влажности; не допускается к перевозке сухое зерно, смешанное с влажным или сырым.
Зерновые грузы в таре и насыпью должны перевозиться на судах с естественной или принудительной вентиляцией. Грузовые помещения судов должны быть чистыми, сухими и без посторонних запахов. Льяла, сетки приемных отростков осушительной системы, льяльные колодцы должны быть очищены, льяльные крышки плотно закрыты и проконопачены.
В зависимости от удельного объема зерновые грузы подразделяются на тяжелые (пшеница, рожь, кукуруза, бобовые, просо и т.д.) и легкие (овес, ячмень, гречиха, семена масличных культур и др.).
Зерно должно быть однородным по влажности; не допускается к перевозке сухое зерно, смешанное с влажным или сырым зерном.
Зерновые грузы в зависимости от вида и назначения могут предъявляться к морской перевозке насыпью и в таре. Тканевые мешки должны быть плотными, чистыми, сухими, не прелыми, не зараженными вредителями и без посторонних запахов.
Зерновые грузы в таре и насыпью должны перевозиться на судах с естественной или принудительной вентиляцией.
Сепарационный и подстилочный материал должен быть чистым, сухим, не зараженным насекомыми и не имеющим посторонних запахов. Сепарационный и подстилочный материал предоставляется грузоотправителем.
При перевозке зерновых грузов на танкерах необходимо:
- маховики клинкетов надежно закрыть и опломбировать;
- систему пароподогрева в танках проверить на паронепроницаемость;
- приемные отростки грузовой и зачистной магистралей обвязать мешковиной;
- сальники клинкетов и мерительные трубки в танках обвязать парусиной; грузовые, зачистные и секущие клинкеты танков плотно закрыть (как на палубе, так и в помповом отделении);
- грузовые и зачистные магистрали проверить на герметичность;
- закрыть расширители танков и моечные горловины, а также палубные сальники;
- клапаны грузоотводной системы закрыть; перед приемом зерна грузовые помещения танков должны быть очищены от ранее перевозимого груза и подготовлены к приему зерна в соответствии с действующими нормативными документами.
Балкер - специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как
Ведущие мировые экспортеры зерна (более 75% всего объема торговли):
· США – 29,7%;
· ЕС – 8,8%;
· Канада – 8%;
· Украина – 7,6%;
· Аргентина – 7,5%;
· Россия – 7,3%;
· Австралия – 6,8%.
Ведущие мировые импортеры зерна:
· Япония – 25,5 млн. тон;
· Мексика – 14,4 млн. тон;
· Египет – 14,3 млн. тон;
· Южная Корея – 12,6 млн. тон;
· Саудовская Аравия – 12,0 млн. тон.
Направления экспорта зерновых культур из Украины (Рис. 1):
a. экспорт пшеницы в такие страны, как Египет, Турция, Израиль, Бангладеш, Испания, Южная Корея, Тунис;
b. экспорт ячменя – Бангладеш, Южная Корея, Испания, Иордания, Сирия, Эфиопия, Филиппины, Индонезия;
c. экспорт кукурузы – Египет, Португалия, Алжир, Япония, Беларусь, Кения, Нидерланды.
Вследствие введенного режима квотирования итоговые показатели объемов экспорта зерновых из Украины в сезоне 2010 - 2011гг. оказались намного ниже экспортного потенциала страны. Так, экспорт пшеницы составил 4,2 млн. тонн (9,2 млн. тонн 2009 - 2010 гг.), ячменя - 2,8 млн. тонн (6,2 млн. тонн в 2009 - 2010гг.), кукурузы - 4,9 млн. тонн (5,1 млн. тонн в 2009 - 2010гг.). Ввиду действовавших экспортных ограничений на основные зерновые ряд компаний-экспортеров, не получивших квоты, переключились на экспорт других зерновых культур и продуктов их переработки, а также сделали акцент на экспорте масличной группы.
Рис. 1.1. Карта экспорта-импорта зерна.
В 2010 - 2011гг. основными направлениями стали Ближний Восток и Северная Африка. В частности, объем поставок украинской пшеницы в Египет составил 626,2 тыс. тонн по сравнению с 718 тыс. тонн в 2009 - 2010 гг. Второе место заняла Турция (611,2 тыс. тонн), и это при том, что в 2009 - 2010 гг. поставок украинской пшеницы в эту страну не было совсем.