труда;
производственных затрат и финансовых результатов;
инвестиций и инноваций.
Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются:
статистика перевозок грузов и пассажиров;
статистика главнейшей части основного капитала – транспортных средств и путей сообщения (транспортных терминалов).
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:
дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспортах;
коносамент и манифест – на морском транспорте;
путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;
сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.
Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
объемные (суммарные);
качественные.
К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:
отправлено (отправление) грузов;
прибыло (прибытие) грузов;
перевезено (перевозка) грузов;
перевезено в прямом смешанном сообщении;
объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.
Перевезено грузов (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель "перевезено (перевозка) грузов", который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки.
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
среднее расстояние перевозки в 1т груза;
средняя густота перевозок 1т груза;
средняя продолжительность перевозки 1т груза;
средняя скорость продвижения 1т груза.
Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,
железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;
автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;
морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.
Железнодорожный транспорт.
В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как на дальние, так и на короткие расстояния. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Трубопроводный транспорт.
Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензинопровод, маслопровод, мазутопровод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.