Технологический процесс по выполнению погрузочно-разгрузочных работ состоит из основных и вспомогательных операций.
К основным операциям относятся такие, которые входят в процесс подъёма и перемещения грузов:
захват и подъём;
перемещение и укладка в штабель;
взятие груза из штабеля и подача его на транспортное средство.
К вспомогательным операциям относятся:
формирование пакетов вручную;
застропка и отстропка груза;
крепление и раскрепление;
направление и оттяжка грузов при подъёме и укладке.
Целесообразность и эффективность использования различных видов машин обуславливается технологическими схемами механизированной перегрузки грузов, разрабатываются по различным вариантам перегрузки.
Вариантом перегрузки называется законченное по назначению перемещение груза. При обозначении варианта перегрузки указывается откуда и куда перемещается груз:
вагон - автомобиль;
вагон - склад;
площадка автомобиль.
Различают прямые и ступенчатые (непрямые) варианты перегрузки. Передача грузов непосредственно с одного транспортного средства на другое является прямым вариантом. Все другие варианты, при которых перегрузка производится через склады или площадки временного хранения являются ступенчатым вариантом.
В пределах каждого варианта перегрузки может быть насколько вариантов механизации, т.к. для перегрузки одного и того же груза могут использоваться различные средства механизации. Вариантом механизации принято называть разновидность переработки грузов выполняемых с применением машин.
Для оптимального выбора варианта механизации разрабатываются технологические схемы механизированной перегрузки грузов.
Технологическая схема механизированной перегрузки грузов представляет собой заранее разработанный и обоснованный расчётами рабочий документ, на основании которого планируется и выполняется технологический процесс погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на различных объектах. Он отражает последовательность и порядок выполнения технологических операций ( по определённому варианту ) одной или комплексом подъёмно-транспортных машин.
Каждая схема механизации должна содержать следующие конкретные сведения:
вид груза, для переработки которого предназначена схема;
вид и количество погрузочно-разгрузочных машин;
графическое изображение погрузочно-разгрузочного места с характеристикой выполнения работ;
расстановка транспортных средств, расстояние перемещения грузов, характеристика дорожного покрытия, место установки или пути движения подъёмно-транспортной техники;
Сведения о количестве рабочих, потребных для выполнения ПРР по данной схеме;
краткое описание технологического процесса и указания по технике безопасности;
показатели эффективности работы по данной схеме; производительность труда; уровень механизации; выработка на одного человека, степень механизации и др .
Погрузочно – разгрузочные пункты
Погрузочно-разгрузочные пункты (ПРП) — это объекты, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы и оформление документов на перевозку грузов.
В состав ПРП входят:
подъездные пути и площадки для маневрирования;
складские помещения;
весовые устройства;
служебные и бытовые помещения;
средства механизации ПРР — погрузочно-разгрузочные машины и механизмы (ПРМ);
средства оперативной связи.
В зависимости от обслуживаемого объекта ПРП делятся на постоянные и временные.
Основным элементом погрузочно-разгрузочного пункта является погрузочно-разгрузочный пост, на котором происходит непосредственная погрузка или разгрузка АТС.
Несколько погрузочно-разгрузочных постов, расположенных Рядом в пределах одной территории, образуют фронт ПРР, размер которого зависит от количества постов, габаритных размеров обслуживаемых АТС и их способа расстановки.
Рис. 1.4 Схемы для расчета площадки для маневрирования
При перевозке тарно-штучных грузов наиболее распространен три способа расстановки АТС (на рис. 1.4 приведены схемы для расчета площадки для маневрирования).
Для рациональной организации погрузочно-разгрузочных рат бот необходимо: