Рациональное планирование выполнения ПРР является одним из основных факторов соблюдения норм простоя ПС под погрузкой или разгрузкой и снижения затрат на транспортировку грузов. В настоящее время в себестоимости доставки грузов на долю ПРР приходится около 70 %, что совершенно не оправдано.
Планирование трудоемкости выполнения ПРР производится на основании норм выработки и норм времени.
Нормы выработки Ншр на погрузку, выгрузку и перемещение грузов обычно устанавливаются в тоннах с учетом массы тары (упаковки). Эти нормы действуют на состав бригады или на одного грузчика в смену (7 ч).
Склады и складские операции
Основное назначение складов в транспортном процессе заключается в преобразовании грузопотоков с изменением их параметров по величине, составу, времени и т.д.
Склады могут играть роль буфера между транспортом и производством: склады готовой продукции или сырья (комплектующих) или внутри транспортного процесса между его отдельными участками, особенно при передаче груза между различными видами транспорта. В последнем случае склады чаще называются терминалами. Подавляющее большинство грузов не доставляется непосредственно со склада готовой продукции потребителю, так как требуют дополнительной комплектации, разукрупнения партий и других операций, которые выполняются оптовыми фирмами (дистрибьюторами). Такие формы поставки, в отличие от транзитных, называются складскими.
Склады подразделяются на группы:
по назначению: распределительные; склады производственных организаций; перегрузочные (терминалы); приобъектные (временные);
по характеру хранения груза: закрытые (при необходимости t предохранения грузов от воздействия окружающей среды); открытые; полузакрытого хранения (оборудованные навесами для грузов, требующих защиты от атмосферных осадков);
по способу хранения: штабельные; стеллажные.
Основные параметры складов. Вместимость склада — это расчетное количество груза, т, которое единовременно можно хранить на складе:
Ес = 10-1Fполe,
где Fпол — полезная площадь склада, м2; e — нагрузка на 1 м2 площади склада, кПа.
Необходимая полезная площадь склада, м2, может быть ра считана по следующим зависимостям для грузов в таре:
Fпол = fс nхр kп / Zя,
где fc — площадь основания хранимой тары, м2; nхр — число мест хранения; кп — коэффициент плотности укладки (1,05 . 1,20); Zя — число ярусов хранения.
Общая площадь склада, помимо полезной, будет включать себя следующие дополнительные составляющие: проезды, погрузочно-разгрузочные площадки, служебные помещения, площадь, занимаемая погрузочно-разгрузочными механизмами. Обычно площадь для этих дополнительных составляющих учитывается посредством коэффициента использования площади кпр.
Рис. 1.5. Типовой технологический процесс стеллажах
В перечень основных работ, которые выполняются на складах, входят:
приемка груза по количеству и качеству;
сортировка;
укладка на места хранения;
подборка, комплектация и пакетирование;
отпуск потребителю.
Штучные грузы в зависимости от габаритов хранят в штабелях или на складах. Штабеля работы склада позволяют значительно снизить необходимую полезную площадь склада за счет размещения грузя несколько ярусов и в отличие от стеллажей не требуют наличия несущих конструкций. Число ярусов будет зависеть от прочности тары. Стеллажи позволяют хранить в несколько ярусов грузы даже мягкой упаковке и облегчают идентификацию груза за счет четкой фиксации места его расположения. Стеллажи бывают универсальными и специализированными, каркасного или элеваторного типа.
Для автоматизации обработки грузов необходимо решить не только задачу подбора или создания системы автоматического управления средствами сортировки и погрузки или разгрузки грузов, но и разработать комплексную технологию перевозки, предусматривающую согласованность информационных потоков, параметров грузовых мест, ПРМ и т.д.
Технические средства автоматизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на несколько групп:
средства получения информации формируют первичный поток данных, которые определяют функционирование автоматизированной системы и позволяют отслеживать результаты работы системы в режиме реального времени. Для получения данных о грузе могут использоваться самые различные датчики;
средства передачи информации связывают между собой территориально разобщенные элементы системы. На небольших расстояниях обычно используются различные провода, для больших расстояний — коммутируемые или выделенные каналы связи, радиостанции и т.п.;
средства обработки информации (компьютеры) на основании полученной информации выполняют необходимые расчеты и формируют управляющие команды;
исполнительные элементы непосредственно воздействуют на груз.