Несмотря на обязательное требование доставки груза в сохранном состоянии, обусловленное договором перевозки или действующими нормативными документами, часть груза может быть повреждена, подмочена и пи утеряна. Таким образом, качество продукции транспорта характеризуется степенью использования грузовладельцами общественной полезности деятельности транспорта в перечисленных выше аспектах. Эту же мысль можно выразить несколько иначе: качество продукции транспорта может быть оценено степенью реализации потребительной стоимости продукции, как транспортом, так и клиентом (грузовладельцем). Качество продукции транспорта в общем виде зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются:
1). Качество перевозочных средств и перегрузочного оборудования (в свою очередь, зависит от качества их проектирования и постройки, качества технической эксплуатации и качества ремонта и др.);
2). Качество организации производственного процесса (в свою очередь, зависит от качества подготовки специалистов - транспортников, качества используемых методов транспортирования и др.);
3). Транспортное качество предъявляемых к перевозке грузов (в свою очередь, зависит от качества подготовки грузов к транспортированию и от качества работы смежных видов транспорта);
4). Качество работы транспортно-экспедиционных, агентских и других вспомогательных предприятий, участвующих в организации доставки грузов и обеспечении (обслуживании) транспорта всем необходимым.
На всех стадиях формирования качества продукции транспорта определяющим является качество труда как организаторов, так и конкретных исполнителей тех или иных действий и транспортных операций, труда разного, отличающегося не только содержанием, требованием к квалификации исполнителей, степенью физического и морального напряжения, но и своими результатами. Поэтому качество труда должно рассматриваться в многообразии форм его проявлений на качество продукции транспорта.
В управлении транспортным процессом важно подчеркнуть роль правильного выбора (а в необходимых случаях требуется специальная разработка) технологии перевозки, перегрузки, выполнения комплекса транспортно-экспедиционных и агентских услуг и др. правильный выбор технологии транспортирования груза является важнейшим резервом повышения качества продукции и эффективности работы транспорта.
После завершения перевозки в соответствии с избранной технологией транспортное предприятие (перевозчик) и грузовладелец анализируют (естественно каждый с позиции своих интересов) полученные результаты. Грузовладелец определяет, как и насколько полученное качество транспортных услуг помогло обеспечить необходимый уровень и эффективность проводимых им производственных и других операций. Транспортное предприятие (перевозчик), в свою очередь, исходит из сопоставления полученных доходов и производственных затрат, рассчитывает и анализирует эффективность своей деятельности. Каждый из них делает определенные выводы и либо удовлетворяется полученными результатами, либо вырабатывает меры профилактического характера, чтобы впредь избежать тех недостатков и ошибок, которые имели место при согласовании условий транспортирования груза, равно как и принятия мер регулировочного порядка в соответствии с изменением ситуации. Так возникает обратная связь. Теперь, когда аналогичные перевозки повторятся, не исключено, что позиции я каждой из сторон при согласовании условий транспортирования в той или иной мере может измениться. Возможно также, что будет использован другой подход при принятии решения руководителем перевозки о выборе эффективной перевозки.
Исключительно велика в Японии роль морского транспорта, который берет на себя каботажные и почти все внешнеторговые перевозки. Морской флот Японии занимает второе место после Панамы по количеству судов (более 2,5 тыс.). Правда, по его тоннажу страна теперь уступает двенадцати другим государствам, но если учесть японские суда, плавающие под «дешевыми флагами», то его тоннаж составит не 11, а почти 90 млн бр.–рег. т.
Очень важное место в транспортной системе Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как каботажные, так и международные перевозки. Всего в стране насчитывается более тысячи портов, 19 из них имеют международное значение, в том числе 9 принадлежат к категории мировых портов, т. е. имеют грузооборот более 50 млн т в год (см. таблицу 150 в книге I). Они образуют три портовых комплекса.
Главный из них – Кейхин, расположенный на побережье Токийского залива и включающий в себя четыре крупнейших порта. Центральное место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы для генеральных грузов. Более 2/3 всего грузооборота порта Токио приходятся на каботажные перевозки, но он участвует и в международных перевозках. Токийский порт доступен для судов с осадкой до 12 м. Аванпортом Токио служит Иокогама, расположенная в 30 км от столицы и связанная с ней судоходным каналом. В ее грузообороте преобладают массовые грузы – нефть, железная руда, химические продукты, продовольствие, но важное место занимают и готовые изделия. В прошлом Иокогама была и главным пассажирским портом страны, но теперь эта ее функция почти совсем отмерла. Между Токио и Иокогамой расположен порт Кавасаки, к причалам которого примыкают предприятия тяжелой промышленности, а на противоположном берегу Токийского залива – порт Тиба, специализирующийся в основном на нефтегрузах.