Конкуренция и конкурентоспособность на транспорте

Страница 1

Конкуренция (competion) – соперничество, состязание экономических субъектов с целью достижения преимущества на рынке, выступающее важным средством поддержания эффективности экономики. В развитых странах под контролем государства постепенно эволюционирует от первичных диких форм и борьбы за существование к цивилизованной добросовестной конкуренции и разнообразным формам сотрудничества. Направления добросовестной конкуренции – повышение качества, снижение цен, создание новых товаров и услуг, улучшение сервиса, информативная реклама; механизм регулирования пропорций общественного производства между отраслями, регионами; специфическое свойство, отличающее типы рынков, как степень зависимости общих рыночных условий и поведения отдельных участников. Различают рынки чистой совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, для каждого из которых можно предсказать закономерности поведения его участников [2].

На самом же деле конкуренция, по своей сущности, это обеспечение преимуществ в удовлетворении спроса потребителей с учетом их требований и ожиданий, т.е. средство повышения эффективности экономики. Конкуренция эволюционирует от первичных и диких форм к добросовестным и цивилизованным, каковыми в современном обществе выступают: долгосрочные договоры, конкурсные тендерные торги, маркетинговые программы, лояльность отношений в ценовой политике, взаимовыгодные соглашения о сотрудничестве, объективная необходимость которых на транспорте проявляется наиболее отчетливо [22].

Конкурентоспособность (competitiveness) – создание и поддержание преимуществ и устойчивой привлекательности на рынке для страны, фирмы, товаров и услуг. Уровень конкурентоспособности товаров и услуг определяется сочетанием различных технико – экономических и других показателей: качество, цена, условия и сроки поставки, экологичность, соответствие требованиям потребителей, марка, уровень сервиса. Наибольшей сложностью отличается определение конкурентоспособности для машин и оборудования, а также транспортных услуг. Транспортные услуги выполняются обычно с участием нескольких видов транспорта и других организаций, поэтому конкурентоспособность транспортного обслуживания необходимо определять с позиций потребителя по отдельным транспортно – технологическим схемам доставки грузов (ТТСДГ), а важным ее условием выступает сотрудничество и согласованное взаимодействие всех занятых участников [2].

Результат деятельности транспорта (его продукция) – лишь одно из действий (составная часть) общего процесса обслуживания грузоотправителей и получателей в удовлетворении их потребностей по материально – техническому обеспечению и реализации продукции. При этом практически каждый отдельный вид транспорта, кроме автомобильного, в большинстве ситуаций не способен выполнить весь комплекс необходимых потребителям услуг, а осуществлять только часть работ в общем процессе доставки грузов. Вследствие этого зачастую приходится рассматривать и оценивать не конкурентоспособность того или иного вида транспорта, а комплексных транспортно – технологических схем доставки грузов (ТТСДГ) конкретным потребителям с участием нескольких фирм.

С другой стороны видимый результат деятельности транспорта как услуги по всем возможным ТТСДГ внешне выглядит одинаково, т. е. весь отправленный груз доставлен потребителю. Однако конечные результаты доставки могут существенно различаться и оказывать большое влияние на финансово – экономическое состояние грузоотправителей и получателей. И только через это влияние можно выявить и объективно оценить конкурентоспособность альтернативных схем транспортного обслуживания.

Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг способствовали появлению и усилению конкуренции между предприятиями транспорта. Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей в транспортных услугах. Конкурентная борьба обостряется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными предприятиями разной или одной и той же ведомственной ориентации. В настоящее время довольно успешно с крупными транспортными предприятиями конкурируют частники.

Страницы: 1 2

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru