В 40 км выше устья реки Подкаменная Тунгуска река вновь прорезает отроги Енисейского кряжа, образуя Осиновский порог. Наименьшая глубина судового хода на пороге 3,2 м, скорость течения достигает 11 км/ч. Ниже порога река проходит через скалистое ущелье, ширина русла здесь 740 м, а глубины возрастают до 60м. От устья реки Подкаменная Тунгуска Енисей становится полноводнее и ниже устья реки Нижняя Тунгуска ширина его при разливе достигает 20 км. Русло реки разделяется на многочисленные протоки, глубины здесь 14-20 м.
В районе поселка Курейка Енисей пересекает Северный полярный круг. Место впадения реки Курейка принято считать верхней границей приустьевого участка Енисея, где еще чувствуется влияние моря в виде приливных и сгонно-нагонных колебаний уровня воды. На устьевом участке протяженностью более 700 км Енисей имеет большие глубины. Благодаря этому река доступна для следования в порт Игарка морских судов с осадкой до 8 м.
От поселка Усть-Порт начинается собственно дельта реки Енисей. Бреховскими островами русло Енисея делится на множество проток, из которых выделяется четыре основных рукава: Охотский Енисей, Каменный Енисей, Большой Енисей, Малый Енисей. Общая ширина русла здесь 50 км. Далее Енисей течет в одном русле, в «горле», до впадения в Енисейский залив Карского моря.
Участок от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара является сложным для судоходства. Русло реки извилистое, в крутых изгибах, видимость судового хода ограничена. Местами русло пересекается каменистыми грядами. Затруднения для плавания создают прижимные, затяжные и свальные течения. Габариты судового хода близки к гарантированным и на отдельных участках поддерживаются дноуглубительными работами.
Наиболее затруднительными для судоходства являются перекаты Средний Шиверский (74,4-76,2 км), Атамановские Камни (82,0-84,9 км), Предивинский (175,0-177,7 км) и порог Казачинский (233,0-240,0 км). В условиях ограниченной видимости запрещается движение вниз даже с использованием РЛС на участке от селения Березовка до города Лесосибирск. А на участке от Красноярской ГЭС до селения Березовка запрещается движение в обоих направлениях.
На участке от устья реки Ангара до устья реки Подкаменная Тунгуска затруднительными для судоходства являются перекаты Бурмакинские Камни (15,0-24,0 км), Пономаревские Камни (225,0-232,0 км), Верхний Осиновский (503,0-506,5 км), Нижний Осиновский (511,0-514,0 км) и Осиновский порог (509,0-511,0 км).
Особую осторожность следует соблюдать, при плавании в начале навигации, на участке от устья реки Ангара до селения Ярцево при уровнях, превышающих отметку + 6,5 м относительно нуля графика водомерного поста Енисейск. И на участке от селения Ярцево до устья реки Подкаменная Тунгуска при уровнях превышающих отметку + 5,5м относительно нуля графика поста Енисейск. В это время отдельные береговые знаки могут быть сбиты плывущим льдом, а естественные ориентиры (острова, косы) покрыты водой.
Участок реки Енисей от устья реки Подкаменная Тунгуска до порта Игарка особых трудностей для судоходства не представляет. По габаритам судового хода лимитируют перекаты Сумароковский, Мельничный, Нижнеселивановский. На перекате Мельничный установлено одностороннее движение. Особую осторожность следует соблюдать при плавании в начале навигации в период ледохода при уровнях превышающих отметку + 9,0 м относительно нуля графика водомерного поста Подкаменная Тунгуска, когда отдельные береговые знаки могут быть сбиты льдом. Нижнее течение реки Енисей характеризуется значительной шириной русла. Средняя ширина реки 4 - 6 км, наименьшая 1,5 км (в районе Плахинских рыболовных песков) и наибольшая около 46 км (в районе Бреховских островов). Гарантированные габариты судового хода на не огражденных участках реки не установлены.
Для перевозки нефтеналивных грузов используют самоходный грузовой флот (танкеры), буксирный флот и несамоходные нефтеналивные баржи. Характеристики подвижного состава используемого на перевозке нефтеналивных грузов представлены в таблицах 1, 2, 3.
Танкер типа «Ленанефть» (проект Р-77) грузоподъемностью 2150 т, мощностью 990 кВт, скорость с полной загрузкой 20,3 км/ч. Судно имеет усиленный ледовый пояс и может эксплуатироваться в битом льду. Для перевозки нефтепродуктов по малым рекам используется группа танкеров специальной конструкции (проекты №866, 795) грузоподъемностью 600, 150 т. Танкеры этого типа имеют изолированные цилиндрические емкости, расположенные вертикально в корпусе судна. Такая конструкция танкеров с системой отдельных насосов позволяет в одном судне перевозить одновременно различные сорта нефтепродуктов, что очень важно при снабжении топливом удаленных предприятий [14].