Для предотвращения загрязнений акваторий портов нефтепродуктами при бункеровке на судах предусмотрено выполнение следующих мероприятий.
Устройство систем и расположения трубопроводов перекачки жидкого топлива должно удовлетворять требования разделов 1 и 4 ч. VII «Системы и трубопроводы» Правил Речного Регистра.
Бункеровка судов производится закрытым способом через приемные втулки Dу 150 под наблюдением механика или лица, его заменяющего, для чего во время бункеровки устанавливается надежная связь между персоналом судна и бункеровочной базой. Перед началом бункеровки проверяется состояние материальных, переливных и воздушных труб, производятся замеры уровня в топливных и масляных цистернах и делается соответствующая запись в едином вахтенном журнале.
Для предотвращения угрозы разрывов шлангов, судно при бункеровке надежно пришвартовывают, по разъемами приемных устройств на палубе судна устанавливаются поддоны. Бункеровка должна вестись с производительностью и при давлении, не превышающем допускаемое рабочее давление шлангов.
Во время бункеровки должен вестись контроль за уровнем топлива заполняемых цистернах. К концу их заполнения производительность бункеровки должна быть снижена.
После окончания бункеровки должны быть приняты меры, чтобы при отсоединения шлангов от приемных устройств судна, утечка топлива вместе разъема была минимальной и не превышала вместимость поддона, установленного под разъемом.
В целях предотвращения эксплуатационных разливов нефти необходимо строгое соблюдение требования следующих судовых документов:
- инструкции по проведению бункеровочных операций (технологическая карта).
Работы выполняемые при бункеровке судна:
- наставления по предотвращения загрязнения с судов.
Наибольшая вероятность эксплуатационного аварийного разлива нефти может иметь место при бункеровке судов.
В случае пролива топлива на палубу при бункеровке необходимо прекратить прием топлива и приступить к устранению последствия пролива топлива путем сброса в ведра, бочки и т.д., и сбора путем применения впитывающих нефть материала (песок, опилки, ветошь и т.д.).
Смывать нефть с палубы за борт запрещается. Запрещается сбрасывать за борт пропитанные нефтепродуктами песок, опилки, ветошь. Песок должен быть сдан на берег. Опилки и ветошь могут быть сожжены.
При появлении в процессе бункеровки вблизи судна на поверхности воды нефти необходимо:
- информировать ответственное лицо берегового персонала;
- сделать соответствующую запись в судовом журнале;
- если имеются основания считать, что нефть появилась на воде вследствие каких-либо нарушений нормального процесса бункеровки, следует немедленно прекратить эти операции. Информация о сбросе должна быть передана ответственному лицу берегового персонала, в пароходство, капитану порта.
Для осуществления общего руководства работами по предотвращению загрязнения водоемов нефтью и быстрой ликвидации последствий аварийных разливов в ОАО ЕРП издан приказ №284 от 20.08.97 «Об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с судов в водоемы». Приказ определяет обязанности должностных лиц пароходства, членов постоянной комиссии по ликвидации аварийного разлива нефти.
Для обеспечения капитана и командного состава судна необходимой информацией для принятия четких и последовательных действий в условиях неожиданного сброса нефти в результате эксплуатационных разливов и аварийных ситуаций разработан «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью». План составлен в соответствии с требованиями законодательных документов по охране окружающей среды и одобрен Енисейским Речным Российским Регистром судоходства [19].
В работе рассмотрены вопросы обоснования конкурентоспособной схемы доставки нефтеналивных грузов на линии Красноярск – Дудинка.
Рассмотрены четыре варианта перевозок:
- первый – в самоходных судах пр. Р-77, грузоподъемностью 2150 тонн;
- второй – в самоходных судах пр. 63-03, грузоподъемностью 770 тонн;
- третий – в несамоходных судах пр. 1369А, грузоподъемностью 3000 тонн за буксирной тягой пр. Н-3290, мощностью 2400 л.с.;
- четвертый – в несамоходных судах пр. Р-29А, грузоподъемностью 2880 тонн за буксирной тягой пр. 428, мощностью 2000 л.с.
Динамика перевозок нефтеналивных грузов на линии Красноярск – Дудинка за 2007-2009 годы показывает снижение объема перевозок с 125,4 тыс. тонн в 2007г. до 122,6 тыс. тонн в 2008г. и до 105,1 тыс. тонн в 2009г.
Эксплуатационные показатели работы флота на линии показывают снижение валовой производительности с 116 до 106 тонно-километров. На одну тонну тоннажа за сутки по самоходным судам и снижение по перевозкам за буксирной тягой с 266 до 264 тонно-километров на одну лошадиную силу за сутки.
Снижается также нагрузка на тонну тоннажа и на лошадиную силу (0,98-0,94): растут эксплуатационные расходы – за счет роста заработной платы, роста цен на горюче – смазочные материалы, рациона бесплатного питания.