Важнейшим элементом международной торговли является процесс передачи товара продавцом покупателю, называемый поставкой. Условия поставки включают в себя значительное число разнообразных операций, которые могут производиться как покупателем, так и продавцом.
С целью унификации, т.е. единообразного понимания распределения обязанностей при осуществлении этих операций, Международной торговой палатой был разработан «Комплекс международных правил для толкования коммерческих терминов и выражений» – «Инкотермс» («Incoterms»).
Условия Инкотермс называют базисом поставки, поскольку они, фактически, указывают на все обстоятельства, определяющие контрактную цену товара. Устанавливая в контракте купли-продажи базисное условие поставки, задаются такие вопросы как:
-кто представляет транспортные средства для поставки товара;
-кто оформляет таможенную очистку на вывоз и ввоз товара;
-кто обеспечивает получение лицензии;
-когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с
продавца на покупателя;
- когда продавец выполняет свои контрактные обязательства по
поставке товара.
Они определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру.
При выборе того или иного базисного условия необходимо учесть:
1. Если «центральной» фигурой сделки определить иностранного продавца, то в ущербном положении окажется российская сторона покупатель. Отечественный оператор перевозки должен занимать по отношению к покупателю (в лучшем случае) нейтральную позицию. Имеется ввиду, что оператор должен минимизировать транспортные издержки по доставке товара, чтобы сделка не нанесла значительного урона российскому импортеру, что довольно часто имеет место в современной практике.
2. Если «центральной» фигурой договора купли-продажи будет российский покупатель-импортер, то необходимо максимальные затраты и ответственность за поставку товара возложить на китайскую сторону договора купли-продажи.
Обратим внимание на важный момент, присущий базисным условиям поставки (БУП) товара, приведенным в «ИНКОТЕРМС - 2000».
БУП товара можно сгруппировать следующим образом:
1). Шесть терминов: «FAS», «FOB», «CFR», «CIF», «DES» и «DEQ» используются исключительно на водном транспорте;
2). Шесть терминов: «EXW», «FCA», «CPT», «CIP», «DDU», «DDP» - для комбинированных видов доставки, включая смешанные перевозки;
3). БУП «DAF» - распространен, преимущественно, в наземных перевозках.
При использовании каждого термина важное значение имеет четкое указание покупателем и продавцом:
а) географического пункта, до которого применим данный термин;
б) планируемый основной вид транспорта;
в) условия выполнения операций с грузом в пунктах отправления и назначения.
Ниже будут рассмотрены основные особенности этих условий поставки.
Условию EXW — «франко-завод» соответствуют обиходные выражения: «франко-фабрика» (Ex-factory), «со склада» (Eх-warehouse), «с рудника, шахты» (Ex-mine) и др. Этот термин сопровождается многоточием, на его месте записывается подробный адрес места приемки — сдачи конкретноготовара. Основной характеристикой этого условия является то, что продавец не несет никаких обязанностей по транспортировке товара. Обязательства выполняются продавцом в своей стране, строго говоря, на своем предприятии. При этом продавец должен передать покупателю счет-фактуру (invoice) на товар, спецификации, сертификаты и уведомить покупателя о том, что товар находится на определенную дату в его распоряжении на конкретном месте. Товар должен быть индивидуализирован: продавец отвечает за упаковку, за идентификацию марок навалочных и насыпных грузов. Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей - единственная обязанность продавца состоит в том, чтобы предоставить товар на своем предприятии (на складах, в пакгаузах, терминалах) в распоряжение покупателя. При этом продавец не отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения, несет покупатель.