На этапе становления рыночных отношений в России грузовой автомобильный транспорт стал ключевым звеном транспортного комплекса. На долю автомобильного транспорта приходится около 75 % от общего объема перевозок грузов транспортного комплекса страны. По объемам перевозок грузов автомобильный транспорт превосходит железнодорожный магистральный транспорт почти в 6 раз.
Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автомобильного транспорта как отрасли, место и роль которой в стратегии экономического роста и развитии социальной сферы обусловлены следующими особенностями и преимуществами по сравнению с другими видами транспорта:
Наибольшей адаптированностью автомобильного транспорта относительно других видов транспорта к рыночным преобразования (разгосударствлению, формированию конкурентной среды, интеграционным процессом ) ;
Эксплуатационной и коммерческой маневренностью автомобильного транспорта в части обеспечения им бесперевалочной доставки грузов в пределах значительного интервала партионности;
Высокой технологической приспособляемостью автотранспортных средств к взаимодействию с другими видами транспорта (при организации перевозок груза);
Отсутствием у почти 60% населенных пунктов России внешних путей сообщения, кроме автомобильных дорог;
Высокой маневреннастью и гибкостью транспортного обслуживания;
Низкий уровень безопасности транспортной деятельности;
Низки уровень конкурентоспособности отечественных транспортных предприятии на международном и внутреннем рынках транспортных услуг.