Разработка и внедрение новых технологических процессов на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве связаны с необходимостью повышения скорости движения поездов, увеличения пропускной способности на железных дорогах, улучшения условий труда работающих, повышения комфортных условий проезда пассажиров. При этом должны быть созданы также условия, при которых решение вышеуказанных задач не будет отрицательно влиять на природную среду. Вместе с тем при строительстве и ремонте пути (земляного полотна, верхнего строения и искусственных сооружений) возникает опасность загрязнения окружающей среды, особенно при ремонте пути. Внедрение в технологический процесс ремонта и строительства железнодорожной колеи машин и механизмов изменило условия труда работающих. При работе щебнеочистительных машин возникает высокая запыленность, причем пыль содержит не только силиций, но и загрязнена бактериями, пестицидами, гербицидами, которые сбрасываются на путь со сточными канализационными водами пассажирских и грузовых поездов, интенсивность движения которых на сети железных дорог весьма высока. Для ликвидации растительности на железнодорожном полотне также используют химические вещества. Пылевые облака, возникающие при щебнеочистительных, выправочно-подбивочно-отделочных работах, загрязняют окружающую среду (воздух, почву), особенно в полосе отвода, на железнодорожных станциях и разъездах. Машины и механизмы создают шум, превышающий допустимые нормы, и вибрации на рабочем месте.
Для ликвидации отрицательных факторов, влияющих не только на окружающую среду, но и на безопасные условия труда работающих, применяются методы пылеподавления, управление машинами при помощи выносных пультов, снижение шума и вибрации в источниках и др.
Увеличение скорости продвижения грузопотока, массы поездов, организация длинносоставных поездов создают новую технологию сортировки грузовых вагонопотоков на сортировочных станциях, повышают интенсивность движения на всем полигоне железных дорог сети. В то же время в связи с жилищным строительством в городах и населенных пунктах многие сортировочные, пассажирские станции, локомотиво- и вагоноремонтные депо, грузовые дворы и другие объекты железнодорожных служб и хозяйств оказались составной частью населенных пунктов. Увеличение протяженности железных дорог связано с развитием крупных железнодорожных узлов и железнодорожных подъездных путей промышленных объектов, расположенных внутри городов. Это приводит к ухудшению акустического климата, загрязнению окружающей среды, почвы, водоисточников населенных мест, жилых и производственных помещений.
Внешние шумы неблагоприятно влияют на экологическую обстановку. Поданным ряда авторов, проводивших круглосуточное изучение акустического климата жилой территории и отдельных квартир, был зарегистрирован уровень шума 91-93 дБА на расстоянии 7 м от продольной оси железнодорожного пути. Источниками шума служили проходившие грузовые, пассажирские и пригородные поезда. Отмечалось также глубокое распространение железнодорожных шумов по территории прилегающего жилого района. На расстоянии 50 и 100 м уровень звуковой энергии падал на 6-10 дБА. Наиболее неблагоприятный акустический климат отмечен в квартирах, выходящих окнами на железнодорожную линию.