βа – доля пригородных пассажиров, которые приобретают билеты через автоматы;
αр – коэффициент, учитывающий долю пассажиров, использующих разовые билеты (можно принять 0,2-0,5);
Па – паспортная производительность автомата (200-250 билетов в ч.).
Справочно-информационная служба вокзала – важнейшая составная часть организации обслуживания пассажиров на вокзале. Она дает возможно полную информацию о перевозках: о времени прибытия и отправления поездов, изменениях в расписании, опозданиях поездов, путях прибытия-отправления поездов, условиях и правилах проезда, порядке приобретения билетов, стоимости проезда, расположении помещений вокзала и услугах, оказываемых пассажирам, и др.
На вокзале применяется три вида справочной информации: устные справки, визуальная информация, громкоговорящая оповестительная информация.
Ответственным за работу всех подразделений справочно-информационной службы вокзала является помощник начальника вокзала по информации (выполняет функции заведующего справочным бюро вокзала), который отвечает за своевременное внесение изменений во всю справочную документацию и бесперебойную работу всех видов справочной службы на вокзале и приписных платформах.
Таблица 18 – График обслуживания пассажира агентом справочного бюро
Наименование операции |
Время, с 0 5 10 15 20 25 30 35 40 |
Запрос пассажиров | |
Пользование справочным материалом | |
Выдача справки | |
Общая продолжительность |
Благодаря правильному расположению справочно-информационного материала пассажиры могут самостоятельно ориентироваться на вокзале в условиях его сложной планировки, что позволяет разгружать работы справочного бюро вокзала.
Громкоговорящая оповестительная информация осуществляется по внутренней трансляционной сети вокзала и имеет устройство для разделения передачи объявлений пассажирам пригородного и дальнего сообщения, внутри и вне вокзала, на привокзальной площади и на платформах.
Громкоговорящая оповестительная информация является самой оперативной из всех существующих на вокзале и используется для информирования пассажиров обо всех изменениях в отправлении и прибытии поездов дальнего и пригородного сообщения, розыска отдельных пассажиров, срочных распоряжений работникам вокзала, передачи различной справочной информации и рекламы.
Громкоговорящая оповестительная информация осуществляется диктором вокзала из дикторской комнаты по определенному графику. Внеплановая радио информация производится диктором вокзала только по распоряжению руководства станции или вокзала или с их разрешения.
платформах также должна быть громкоговорящая связь для оповещения пассажиров об отправлении пригородных поездов и передачи другой информации по станции.
Организация пассажиропотоков на вокзале и на платформах должна обеспечивать:
- поточность основных операций по отправлению и прибытию пассажиров;
- исключение встречности и пересечений основных потоков пассажиров;
- наиболее короткие и удобные переходы пассажиров с привокзальной площади и метро к поездам и обратно;
- изоляцию путей следования пассажиров от транспортировки багажа и почты.
Необходимо предусмотреть разделение пассажиропотоков дальнего и пригородного сообщений. Это достигается разделением путей прибытия пригородных и дальних поездов как по паркам, так и по длине ввода путей на вокзал. Кроме того, кассы продажи пригородных билетов располагают на пути следования пригородного пассажиропотока по отправлению и сооружают отдельный вход от основного здания вокзала.