Ритмичная работа подвижного состава на линии невозможна без чёткого и оперативного планирования, составление графиков и расписаний движения.
откладывают время, а по оси ординат - расстояние с обозначением расположения грузопунктов.
Графики составляют на основании схемы маршрута, расстояний между грузопунктами, гружённого, холостого и нулевого пробегов, а также данных о времени в наряде, простое под погрузкой и выгрузкой и технической скорости автомобиля.
Для практического пользования водителю выдают расписание, которое составляет в точном соответствии с графиком и является его цифровым выражением. Чаще всего этот график называют часовым графиком, в котором установлено время прибытия и отправления автомобилей на грузопункты или контрольные точки маршрута. Часовой график составляют только при работе на постоянных маршрутах.
Часовой график разрабатывают и согласовывают все три стороны, принимающие участие в перевозке груза: автотранспортная организация, грузоотправитель и грузополучатель.
При наличии нескольких грузоотправителей, обслуживающих несколько грузополучателей основная работа по разработке часовых графиков возлагается на автотранспортное предприятие.
При составлении графика учитывают все условия движения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ, т.е. тщательно обосновывают скорости движения и время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Основным преимуществами организации работы по часовому графику являются:
-разработка уплотнённого по времени задания на перевозку груза;
-организация ритмичной работы погрузочно-разгрузочных пунктов;
-возможность заблаговременной подготовки грузоотправителей и грузополучателей к погрузке, выгрузке груза, что особенно важно для грузополучателей, имеющих ограниченное число грузчиков;
- повышение производительности подвижного состава за счёт уплотнения рабочего дня и сокращения простоев в ожидании погрузки-разгрузки.
Работу по часовому графику организуют либо на постоянных маршрутах, либо в тех случаях, когда автомобильный транспорт становится непосредственным участником технологического процесса производства.
Разработанные графики выдаются водителям, которые обязаны их строго соблюдать.
График движения строится в координат время - расстояние, по оси ординат откладываем расстояние между пунктами погрузки, разгрузками, АТП, по оси абцисс в часах в соответствии с принятым масштабом.