Жизненно важной отраслью хозяйства, обеспечивающей экономическую безопасность и целостность государства, является транспорт одно из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры.
По мере развития рыночных отношений и создания рыночной инфраструктуры будут происходить изменения и на рынке транспортных услуг, увеличится спрос на транспортные средства.
В зависимости от этого могут изменяться и роли транспорта в развитии народного хозяйства. Роли транспорта могут быть различными, мы рассмотрим основные из них.
Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является органическим звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Образно говоря, транспорт – это кровеносная система государства. Без транспорта немыслимо освоение новых регионов и природных богатств. Являясь частью производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда.
Политическое значение транспорта заключается в его способности выполнять роль материальной базы для объединения республик, краев, областей в единое государство.
Социальная функция транспорта заключается, прежде всего, в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда.
Культурное значение транспорта велико и многообразно. Прежде всего, он обеспечивает общение между людьми и способствует удовлетворению их эстетических потребностей.
Оборонная роль транспорта выделялась и подчеркивалась всегда. Во все времена транспорт рассматривался как один из важнейших факторов обороноспособности государства.
Первым роль транспортного комплекса в задачах развития и размещения отраслей исследовал экономист Давид Рикардо. Он говорил: «Если бы люди обходились в производстве вовсе без машин, а употребляли бы один только труд, и если бы продолжительность от начала производства до доставки товаров на рынок была одинакова, то меновая ценность товаров в точности соответствовала бы количеству затраченного труда»… «но, во всех состояниях общества, орудия, снаряды, здания, машины, употребляемые в различных приложениях, могут быть неодинаково прочны, и производство их может требовать различного количества труда, также могут различаться между собой те пропорции, в которых входят в дело капиталы, оплачивающие труд и капиталы, затраченные в форме орудий, машин, зданий».
То есть Рикардо указал на рентный характер доходов промышленных предприятий, который определяется наибольшим количеством труда, какое вынуждены употреблять те, в чьем распоряжении не имеется легких способ производства; те, кто для производства товара должен бороться с самыми неблагоприятными обстоятельствами.
Далее особое развитие и становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.
Й. Тюнен начал с того, что цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства.
Например, чем выше урожайность, тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
Также важную роль в теорию размещения отраслей внес Лаунхардт, который разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.
Решающими фактором размещения производства у Лаунхардта, так же, как и у Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи Лаунхардт разработал метод весового треугольника. Весовой треугольник Лаунхардта – это одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач.