При определении массы тягача следует различать конструктивную (сухую) и эксплуатационную (полную) массу.
Под конструктивной подразумевается масса тягача в незаправленном состоянии, без водителя, инструментов, дополнительного оборудования.
В эксплуатационную массу входит масса топливо-смазочных материалов, охлаждающей жидкости, инструмента, а также масса водителя.
Значение эксплуатационной массы определяется исходя из предположения, что среднее сопротивление при работе тягача равно номинальному усилию на крюке
, (1)
где – коэффициент возможной перегрузки, ;
– номинальное усилие на крюке (равно тяговому сопротивлению), ;
– коэффициент загрузки ведущих колес (или доля эксплуатационной массы, приходящейся на ведущие колеса тягача) при равномерном движении, для гусеничных тягачей ;
– коэффициент сцепления базовой машины с оборудованием, для промышленных тракторов ;
– коэффициент сопротивления передвижению тягача, определяемый характером поверхности передвижения, ;
– ускорение свободного падения, .
Вычисленное значение эксплуатационной массы необходимо сопоставить с массой тягачей соответствующего класса тяги
(2)
где – масса базовой машины (Т-180), .
В результате полученное значение массы округляется до целой сотни килограммов
Массу рабочего оборудования, агрегатируемого с тягачом, вычисляют в зависимости от эксплуатационной массы. В случае бульдозерного оборудования на гусеничном тягаче
(3)
Номинальная мощность двигателя определяется из условия получения номинального тягового усилия при движении с заданной скоростью по выражению
, (4)
где – тяговый КПД;
– коэффициент учета буксования движителя;
– номинальная рабочая скорость,
Коэффициент учета буксования для предварительных расчетов принимают для гусеничных тягачей . Тяговый КПД определяется по формуле
, (5)
где – КПД трансмиссии;
– КПД движителя.
Для выяснения значения КПД трансмиссии необходимо знать тип трансмиссии (механическая, гидродинамическая, гидромеханическая). Для механической трансмиссии
, (6)
где – КПД пары цилиндрических шестерен, равный ;
– КПД конических шестерен, равный ;
– КПД планетарной передачи, определяемый из выражения
, (7)
где – КПД пары шестерен с внутренним зацеплением, принимаемый равным 0.99;