Воздушный транспорт стал неотъемлемой частью экономической мировой системы. Скорость, экономия времени, комфорт, возможность осуществления коммуникаций с ранее недоступными районами - все это обусловлено требованиями сегодняшней жизни.
Основными задачами, стоящими перед воздушным транспортом является:
· Обеспечение полной безопасности полетов и авиационной безопасности.
· Повышение регулярности воздушных сообщений.
· Повышение технико-экономических показателей воздушного транспорта
· Улучшение технологии производственных процессов наземного обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.
· Продукцией транспорта является завершенное перемещение (перевозка) по определенным маршрутам пассажиров и грузов.
Производители данной продукции на воздушном транспорте являются авиакомпании и предприятия (перевозчик), обеспечивающие все процессы производства воздушных перевозок.
Одной из главных стратегических задач управления авиатранспортным производством является привлечение клиентуры и возможно полное удовлетворение её запросов с одновременным экономическим эффектом для самого авиаперевозчика.
Спрос на авиаперевозки находится в тесной зависимости от численности и подвижности населения, годовою дохода на душу населения, социальной структуры, национальных, бытовых особенностей и традиций, политики государства в области авиационного и других видов транспорта, географического положения и климатических условий района, обслуживаемого данной авиалинией, условий конкуренции авиакомпаний и наземных видов транспорта, скорости и комфорта самолетов, уровня обслуживания пассажиров в аэровокзалах и т. д.,
За последнее 10-летие в отрасли воздушного транспорта России произошли значительные перемены:
• рынок авиационных перевозок в стране кардинально изменился, причем основными его характеристиками стали относительная экономическая свобода и острая конкурентная борьба;
• существенно снизился объем воздушных перевозок и авиационных работ;
• большинство авиапредприятий оказались в тяжелейшем финансовом положении, не позволяющем не только развивать, но и содержать свою инфраструктуру;
• авиапредприятия претерпели процессы акционирования, разделения на независимые авиакомпании и аэропорты;
• устаревшая нормативная база ГА сдерживает процессы развития и функционирования российского авиационного рынка и отрасли в целом, оставляя ее без будущего и практически вычеркивая из мирового авиационного сообщества.
В настоящее время разработан план по развитию авиационной деятельности в области гражданской авиации. План разработан во исполнении указания Президента РФ о необходимости разработки мероприятий по выводу российской авиации из кризиса. План включает в себя 54 пункта и должен обеспечить реализацию "Основ политики правительства РФ в области авиационной деятельности на 2002 – 2010 гг. и на период до 2015 года ".
В области развития рынка авиаперевозок планируется разработать предложения по оптимизации количества авиакомпаний и аэропортов, а также состава самолётного парка. Планом предусмотрено государственное регулирование деятельности авиакомпаний России, посредством совершенствования механизма сертификации и лицензирования для всемерного улучшения качества предоставляемых авиакомпаниями услуг. Для реализации Плана по развитию авиационной деятельности в области ГА, в соответствии с концепцией государственному регулированию подлежит: Формирование и функционирование рынка транспортных услуг, а также международная деятельность.
Совершенствование системы ВП на воздушном транспорте России проходит по многим направлениям Основным звеном в эффективном функционировании системы ВП становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и сертификации сотрудников СОПП, СОПГП, АВС, всего авиаперсонала, имеющего отношение к организации ВП.