Список обозначений и сокращений
γ - угол тангажа;
Y - высота полета, м;
g - ускорение свободного падения, м/с;
р - массовая плотность воздуха, кг/м3;
V - скорость полета, м/с;
ω - проекция угловой скорости на ось z связанной системы координат, рад/с;
а - угол атаки, рад;
S - площадь крыльев, м2;
δрв - угол отклонения руля высоты, рад;
m - масса ЛА, кг;
Ха - сила лобового сопротивления, Н;
Yа - подъемная сила, Н;
Р - сила тяги двигателя, Н;
Су - коэффициент подъемной силы;
Сх - коэффициент лобового сопротивления;
Iz - момент инерции по оси О2, кг*м2;
mz - коэффициент момента аэродинамической силы по оси ОZ;
Мz - момент по оси ОZ, кг*м /с;
γа- угол наклона траектории, рад;
mг - секундный расход горючего;
mв - секундный расход топлива;
А, В, С, D - матрицы состояния, управления, наблюдения соответствующих размерностей;
Х- вектор состояния;
СУ - система управления;
ЛА - летательный аппарат;
Р - сила тяги двигателя, Н;
Су - коэффициент подъемной силы;
Сх - коэффициент лобового сопротивления;
Iz - момент инерции по оси О2, кг*м2;
mz - коэффициент момента аэродинамической силы по оси ОZ;
Мz - момент по оси ОZ, кг*м /с;
γа- угол наклона траектории, рад;
mг - секундный расход горючего;
mв - секундный расход топлива;
А, В, С, D - матрицы состояния, управления, наблюдения соответствующих размерностей;
Х- вектор состояния;
СУ - система управления;
ЛА - летательный аппарат;
ТЗ - техническое задание;
ВУ - вычислительное устройство;
РВ - руль высоты;
СП - сервопривод;
ММ - математическая модель;
АФЧХ - амплитудо-фазочастотная характеристика;
ЛАЧХ - логарифмическая амплитудо-частотная характеристика;
ЛФЧХ — логарифмическая фазо-частотная характеристика;
ЭНП - экстраполятор нулевого порядка;
САУ - система автоматического управления;
ЗУ - задающее устройство;
У - усилитель;
ДУС - датчик угловой скорости;
МГВ - малогабаритная гировертикаль;
СК - система координат;
ТП – технологический процесс.
В настоящее время проектирование систем автоматического управления летательными аппаратами (ЛА) занимает одно из наиважнейших мест в задаче самолетостроения. Достижение конечной цели и эффективность ее реализации невозможно без применения высокотехнологичных систем автоматического управления (САУ).
Современный этап развития САУ характеризуется широким внедрением принципов адаптации, применением бортовых цифровых устройств для формирования алгоритмов управления и контроля, применением систем встроенного контроля состояния техники в полете, повышением надежности средств получения и переработки информации и исполнения команд управления. При использовании синтеза и технической реализации системы управления (СУ) полетом учитываются требования надежности и эксплуатационной пригодности. При синтезе СУ учитываются также динамические свойства ЛА, описываемые их математическими моделями (ММ), и возмущения, близкие к реальным. Для анализа и синтеза систем используются различные методы (метод приближения передаточных функций, частотные методы, интегральные критерии и т.д.).
Исходя из того, что ЛА является сложным объектом управления и при этом он должен обладать такими качествами как надёжность, устойчивость, нечувствительность к возмущающим воздействиям, быстродействием, именно поэтому, при проектировании необходимо применение передовых технологий, а также цифровых САУ.