Из колодца масло поступает к выходному штуцеру, соединяясь по пути к нему со свежим маслом из основной емкости бака. Перед выходом из бака масло проходит через сетчатый фильтр грубой очистки.
Кроме пеногашения, циркуляционный колодец позволяет добиться и других существенных преимуществ. Во-первых, благодаря тому, что через двигатель циркулирует не весь запас масла, имеющийся в баке, а лишь его часть, находящаяся в колодце, сокращается время прогрева масла после запуска двигателя и, следовательно, время подготовки двигателя. Во-вторых, вредному действию нагрева до высоких температур, загрязнению и вспениванию подвергается только часть масла, циркулирующая через двигатель. Так как объем этого масла сравнительно мал, то оно быстро расходуется и постепенно заменяется свежим из основной емкости бака, не принимавшим участия в циркуляции.
Бак заполняется маслом настолько, чтобы в верхней его части имелась свободная полость. Это предотвращает разрушение бака вследствие увеличения объема масла, когда оно нагревается и вспенивается.
Воздушная полость масляного бака сообщена суфлирующими трубопроводами с внутренней полостью картера, а дренажной трубой — с атмосферой. Такая схема суфлирования и дренажа уменьшает возможность выброса масла в атмосферу при переполнении картера или масляного бака. Вывод дренажного трубопровода маслобака внутрь капота двигателя не разрешается, так как выброшенное масло может воспламениться, а также нарушить работу электрических агрегатов. Выводить трубопровод следует за капот и направлять по потоку. Это уменьшает возможность попадания в бак пыли и песка, закупорки дренажа вследствие засорения или обмерзания трубки в зимнее время, а также создания в баке избыточного давления.
Масляная система заполняется через горловину масляного бака. В горловине устанавливается сетчатый фильтр для предохранения от попадания в бак песка, грязи и посторонних предметов во время заправки.
Масло из системы сливается через сливные краны, расположенные в ее нижних точках: на масляном отстойнике и радиаторе.
Работа всей масляной системы двигателя контролируется по показаниям манометра, установленного в нагнетающей магистрали, и термометра входящего масла. Приемник манометра устанавливается на масляном насосе МШ-8 в полости входа масла в его нагнетающую ступень.
Суфлирование двигателя
В результате нагрева двигателя повышается давление воздуха и паров масла в картере. Кроме того, повышение давления в картере происходит за счет прорыва в него смеси и газов из цилиндров, особенно в случае износа поршневых колец.
Повышение давления внутри картера приводит к снижению мощности двигателя из-за увеличения противодействия ходу поршней в тактах впуска и рабочего хода, а также вызывает течь масла из мест разъемов частей картера. С целью предотвратить повышение давления все внутренние полости картера сообщаются между собой и через суфлер—с атмосферой.
Суфлер устанавливается на той полости картера, в которой имеется меньше всего завихрений. К суфлеру присоединяется суфлерная трубка, выходящая или непосредственно в атмосферу, или в воздушное пространство маслобака. В последнем случае суфлирование картера и дренажирование маслобака производятся совместно через дренажную трубку бака.
Расчет масляного насоса МШ-8
Рис. 9.2. Двухсекционный масляный насос МШ-8.
Масляный насос МШ-8 (рис. 9.2) предназначен для обеспечения постоянной циркуляции масла через двигатель. Насос шестеренчатого типа, имеет две ступени — нагнетающую и откачивающую. Нагнетающая ступень подает необходимое количество масла из масляного бака в двигатель под давлением 5—6 кг/см2, а откачивающая — откачивает все масло из маслоотстойника двигателя в масляный бак.
Масляные насосы шестеренчатого типа обладают целым рядом преимуществ, к числу которых относятся простота конструкции, компактность, большая надежность работы, равномерность подачи масла и т.д. Поэтому они используются на большинстве звездообразных двигателей.