-Нормативно-правовая база международных автоперевозчиков
Совершенствование нормативно-правовой базы относится к приоритетным направлениям деятельности АСМАП. Примеров такой работы множество. В рамках административной реформы совместно с Минтрансом подготовлены предложения по выполнению организационно-технических мероприятий, связанных с выдачей иностранных разрешений некоммерческими организациями. К слову, в соответствии с решением конкурсной комиссии Минтранса России уполномоченной организацией по выдаче иностранных разрешений российским перевозчикам стала АСМАП.
В части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей организацию перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, по инициативе АСМАП в Федеральном законе "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" определено, что не допускается взимание платы за согласование маршрута транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Не взимается также государственная пошлина за выдачу специального разрешения с транспортных средств, осуществляющих международные автоперевозки.
К сожалению, приходится констатировать, что по-прежнему остается головной болью весовой контроль. Собственно говоря, так до сих пор и не проработана толком организация весового контроля в новых условиях. У контрольных органов просто нет современного весового оборудования. На встречах с руководством ГИБДД члены АСМАП не раз ставили вопрос о недопустимости проведения весогабаритного контроля на необустроенных площадках с применением передвижных весов. Перевозчики справедливо возмущаются необъективностью замеров. Необходимость повторных взвешиваний можно было бы частично снять за счет применения международных сертификатов взвешивания, для выдачи которых в России действуют 19 уполномоченных станций. Но перевозчики практически не пользуются этой возможностью. За полтора года в стране выдано менее 50 сертификатов. Для сравнения: в Белоруссии выдано около 3000 сертификатов.
В настоящее время АСМАП продолжаем работу над решением проблемы навязывания перевозчикам разного рода платных услуг. Соответствующие материалы были направлены в Счетную палату, а итоги проверки доведены до Генеральной прокуратуры. Проблема платных услуг была вынесена на рассмотрение комиссии Правительства РФ.
-Простои на границах
Надо признать, что пограничная тема остается одной из наиболее острой. Простои на границе - серьезный барьер в развитии международных перевозок. Только по основным 14 погранпереходам потери российских перевозчиков от простоев в минувшем году составили свыше 140 млн. долл. Главная причина - отставание развития пунктов пропуска и инфраструктуры от роста объемов перевозок. АСМАП подготовила предложения по сокращению простоев и повышению пропускной способности основных пунктов пропуска. Минтрансом России до 2015 года предусмотрено финансирование обустройства подъездов по 33 погранпунктам, включая наиболее загруженные Торфяновку и Красное.
Первый эксперимент по упрощению процедуры пропуска автомобилей при выезде из России проводится Ространснадзором на российско-белорусской границе. Меры, предпринимаемые Минтрансом России и АСМАП, должны обеспечить выполнение задачи, поставленной премьер-министром России, - контроль на пунктах пропуска в течение одного часа. Однако, для радикального решения проблемы простоев необходимо изменить саму концепцию организации пограничного контроля.
На погранпереходах контроль должен проводиться только для того, чтобы установить, не изымался ли товар из транспортного средства в процессе перевозки без разрешения таможенных органов. Если же принимается решение провести контроль по другим основаниям, то таможенники должны иметь четкий и прозрачный для перевозчиков перечень таких оснований. Проведение таможенных досмотров в фискальных целях должно быть перенесено на внутреннюю таможню.
Названные предложения от членов АСМАП встретили поддержку пограничников, и, предполагаем, найдут понимание в Правительстве РФ и ФТС.