Вахтенный помощник обязан широко использовать судовую РЛС для получения дополнительной информации о шторме:
- зоны и конфигурация облачности и осадков;
- направление и скорость их перемещения.
Он должен проанализировать степень грозящей опасности судну и возможные последствия от шторма. При этом следует руководствоваться соображениями безопасности, экономической целесообразности и правилами, хорошей морской практикой для уклонения от зоны прохождения шторма.
Вахтенный помощник обязан подготовить судно к плаванию в штормовых условиях. Для этого необходимо:
- оповестить весь экипаж о предстоящем шторме, информировать о
порядке передвижения по судну, дать команду на вооружение штормовых лееров;
- произвести надлежащую балансировку судна. Если есть необходимость, свести к минимуму свободные поверхности в танках, уточнить элементы остойчивости судна;
- проверить рулевое устройство (основное, запасное, аварийное), переход на ручное управление;
- осмотреть крепление якорей, палубные клюзы зацементировать, задраить вентиляционные лючки, иллюминаторы, двери с литерой «П»
- проверить герметичность трюмов, горловин танков, водонепроницаемых дверей, особенно в наружном корпусе судна, а также надежность крепления рамп, аппарелей, бегущего и стоячего такелажа, грузовых стрел, спасательных шлюпок, трапов, предметов на палубах и в судовых помещениях;
- замерить льяльные воды, опробовать водоотливные средства, убедиться в исправности сигнализации, проверить работу клапанов на воздушных трубах танков, исправность шпигатов, штормовых бортиков;
- проверить средства внутрисудовой связи, переносные приемопередатчики.