Среди предпосылок, смещающих вектор интереса в пользу открытых инноваций укажем основные:
- Интенсивное распространение полезных знаний между субъектами инновационной деятельности стимулирует возникновение новых идей.
- Разработчики не в полной мере могут использовать весь имеющийся объем данных и информации.
- Уже запатентованные разработки часто не используются из-за отсутствия необходимых ресурсов, оборудования и т.д.
- Идеи, которые не используются, быстро устаревают.
Практически это означает смещение инновационной деятельности в пользу совместных разработок. Обычно выделяют несколько основных стратегий открытых инноваций:
1. Организация процесса исследований и разработок путем формирования общего для участников фонда.
2. Разработка отдельных компонентов инновационного продукта отдельными компаниями с последующим объединением результатов.
3. Свободная продажа разработок продуктов и услуг широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных продуктов
Открытая инновационная практика предполагает активный поиск перспективных идей во внешней среде, совместные исследования и создание инноваций с партнерами и стратегическое использование прав на интеллектуальную собственность.
Россия сильно уступает другим странам с переходной экономикой по основным экономическим показателям – эффективности бизнеса, производительности труда и качеству менеджмента. Предлагаем доработать транспортную стратегию России на период до 2030 года в соответствии с предложенным нами подходом:
1.Развитие дорожной инфраструктуры и рынка транспортных услуг должно планироваться в регионах для повышения их доступности для населения и всего бизнес-сообщества.
2. Технические требования к объектам инфраструктуры нужно разрабатывать с учетом передового международного опыта и их соответствия наивысшему возможному технологическому укладу, что обеспечит повышение качества транспортных услуг, производительности труда и энергоэффективности;
3.Развитие международных транспортных коридоров должно способствовать развитию дорожной инфраструктуры регионов.
4.Нужны институты формирования открытых инноваций в дорожном строительстве, плюс необходима благоприятная инновационная среда, обеспечивающая высокую скорость диффузии инноваций. Это будет способствовать сокращению сроков внедрения инноваций и упрощению процедуры их сертификации.
5. Необходимы современные эффективные механизмы государственного регулирования функционирования и развития транспорта.
Сравнение предлагаемого подхода с традиционным показано на рис. 5. Как видно, главное отличие – в выходе на устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Рис. 5. Сравнительный анализ нового подхода
В контексте данного исследования устойчивое означает сбалансированное развитие, способность социально-экономической системы успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде на основе рационального использования всех видов эндогенных ресурсов без предельных нагрузок на экосистемы. Постиндустриальные тренды изменили характер связи между расселением и размещением экономических видов деятельности – сегодня новые отрасли возникают там, где для этого есть необходимый уровень качества жизни населения, устойчиво развивается социально-экономическая система территории. Там, где есть развитая современная дорожная инфраструктура.