• Рост количества судозаходов в порту Санкт-Петербург с 1994 года составил 215 %, а рост количества пассажиров 620 %.
• До 1999 года порт Санкт-Петербург мог принимать суда длиной до 270 м, шириной не более 30 м и был посещаем только благодаря своей туристической привлекательности.
• С 1999 года. В связи с развитием инфраструктуры и введением в эксплуатацию новых пассажирских причалов № 29 и 30 ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» порт Санкт-Петербург смог принимать суда длиной до 300 м. Это привело к росту количества судозаходов со 187 в 1999 г. до 301 в 2005 г. (рост более 150%). Связанный с этим рост пассажиропотока составил более 230 % (со 114 517 человек до 267 529 человек).
• В 2004 году, в связи с ростом требований круизной индустрии Правительством города было принято решение о начале строительства нового пассажирского комплекса «Морской Фасад». Это привело к дополнительному росту количества судозаходов и размеров длинны судов до 320 м., и осадкой до 8,8 м., а числа приходящих судов до 323 судозаходов и количества до 428 550 пассажиров в 2009 году, и до 720 000 пассажиров в 2010 году.
региональный транспортный груз инфраструктура
Таблица 3. Статистические данные по количеству пассажиров, членов экипажа и судов, прибывших к причалам порта Санкт-Петербург в 2011 году.
АН – причалы на Английской набережной
НЛШ – причалы на набережной Лейтенанта Шмидта
МВ – причалы Морского вокзала
Фасад – причалы порта Санкт-Петербург «Морской Фасад»
В настоящее время в порт Санкт-Петербург на постоянной основе судозаходы осуществляют только паромы компании St. Peter Line: «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».
Таблица 4. Количество паромных судозаходов в 2011 г. в порт Санкт-Петербург.
судо заходы |
кол-во пассажиров на приход |
кол-во пассажиров на отход |
общее кол-во пассажиров | |
Принцесса Мария |
149 |
107657 |
115575 |
223232 |
Принцесса Анастасия |
66 |
61152 |
55366 |
116518 |
Начиная с 1991 года, в порту Санкт-Петербурга сформировался стремительный рост количества судозаходов круизных судов под иностранными флагами. Уже к середине 90-х годов он составлял более 200 судозаходов за одну летнюю навигацию. В настоящее время эта цифра увеличилась вдвое и стала достигать 300-400 судозаходов в период летней навигации с мая по октябрь.
Причин такого бума несколько:
•это право на безвизовое нахождение иностранных граждан, прибывающих морем на круизных судах на период до 72 часов
•развитие портовой инфраструктуры.
Также нельзя не отметить важное событие - запуск новой паромной линии St. Peter Line, запустившей сразу 2 парома на круглогодичной основе в страны Балтики.
В связи со всем вышеперечисленным, а также с набирающим популярность морским туризмом и возможностью безвизового пребывания на территории Российской Федерации для пассажиров, прибывших на водном транспорте, необходимо активно развивать портовую инфраструктуру.
Старых мощностей не хватает, и пассажиры испытывают дискомфорт, ожидая прохождения паспортного контроля в огромных очередях с борта судна и на обратном пути. Чем дольше каждый пассажир проводит в очередях на государственных контрольных пунктах, тем меньше времени у него остается на экскурсии, посещение музеев и свободного времяпровождения, а это, в свою очередь, означает уменьшение количества потраченных денег на услуги и товары в городе.