Устойчивость автомобиля - способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим его занос и опрокидывание в различных дорожных условиях при высоких скоростях движения.
Различают следующие виды устойчивости:
· поперечная при прямолинейном движении (курсовая устойчивость). Ее нарушение проявляется в рыскании (изменении направления движения) автомобиля по дороге и может быть вызвано действием боковой силы ветра, разными величинами тяговых или тормозных сил на колесах левого или правого борта, их буксованием или скольжением, большим люфтом в рулевом управлении, неправильными углами установки колес и т.д.;
· поперечная при криволинейном движении, нарушение которой приводит к заносу или опрокидыванию автомобиля под действием центробежной силы. Особенно ухудшает устойчивость повышение положения центра масс автомобиля (например, большая масса груза на съемном багажнике на крыше);
Критериями поперечной устойчивости являются максимально возможные скорости движения по окружности и углы поперечного уклона дороги (косогора). Поэтому поперечная устойчивость оценивается:
· критической скоростью движения на кривой в плане, соответствующей началу заноса или скольжения автомобиля;
· критической скоростью движения на кривой в плане, соответствующей началу опрокидывания;
· критическим углом косогора, при котором возникает поперечное скольжение транспортного средства;
· критическим углом косогора, соответствующим началу опрокидывания транспортного средства.
Расчёт критической скорости по условию опрокидывания порожнего и груженого автомобиля при разных радиусах поворота
Расчёт критической скорости по условию опрокидывания автомобиля определяется по формуле:
(13)
где В – ширина колеи автомобиля, м;
R – радиус поворота, м;
hцт – высота центра тяжести, м.
Для автомобиля в порожнем состоянии при радиусе поворота 100 м.:
Vкр.о. = = 29,7 м/с.
Аналогично проводим расчёт для значений R = 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 м для автомобиля в порожнем и груженом состоянии и результаты расчётов сводим в таблицу 5.
Таблица 5 - Критическая скорость по условию опрокидывания
Критическая скорость по условию опрокидывания, м/с |
Радиус поворота, м | ||||||||||||||||
для автомобиля в порожнем состоянии |
29,7 |
42 |
51,4 |
59,4 |
66,4 |
72,7 |
78,6 |
84 |
89,1 |
93,9 | |||||||
в груженном состоянии |
28,3 |
40 |
49 |
56,6 |
63,3 |
69,4 |
74,9 |
80 |
84,9 |
89,5 | |||||||
На основании таблицы 5 строится график зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота Vкр.о. = f(R) рисунок 7.
Рисунок 7 – График зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота
При увеличении радиуса поворота критическая скорость по условию опрокидывания также увеличивается. Для порожнего автомобиля критическая скорость по условию опрокидывания больше чем для автомобиля в груженом состоянии.
Расчёт критической скорости по условию скольжения автомобиля