индикаторная мощность дизеля зависит от количества цилиндров z, количества тактов τ и угловой частоты n:
индикаторный КПД представляет собой отношение теплоты, преобразованной в работу в цилиндре дизеля, к затраченной теплоте
;
эффективная мощность на валу дизеля
меньше индикаторной на величину потерь в двигателе ΔNП, которые включают:
а) насосные потери при впуске, выпуске и перетекании газов;
б) потери на трение поршней и подшипников;
в) расход энергии на привод вспомогательных устройств, распределительного вала, топливного, масляного и водяного насосов и др.
Приближенно сумма потерь может быть оценена как
где – коэффициент пропорциональности; Вч хх – часовой расход топлива на холостом ходу; Вч ном – часовой расход топлива при номинальной мощности дизеля; т=1,5…1,6;
механический КПД
.
термический КПД дизеля
При одноцилиндровом исполнении крутящий момент дизеля непрерывно меняется по величине и направлению, что при малой массе вращающихся частей привело бы к колебанию угловой скорости. Колебания практически устраняются применением многоцилиндровых двигателей (z ≥ 4) и массивного маховика.
При механической передаче роль маховика в процессе движения играет масса поезда, а при электрической передаче достаточно массивным маховиком является якорь генератора.
Крутящий момент может быть определен из равенства
где ω=2πп – угловая скорость вращения вала дизеля.
Отсюда крутящий момент
.
Одной из главных особенностей дизеля является то, что подача воздуха в цилиндры в процессе работы не регулируется, некоторое её изменение определяется гидравлическими потерями на входе и выходе, а также динамической слагающей напора.
На рис. 2.7 представлены зависимости ряда рабочих параметров дизеля от угловой частоты при полной и постоянной подаче топлива.
Коэффициент наполнения ηv вначале растет в связи с увеличением динамической слагающей напора, достигает максимума, а затем начинает падать вследствие все более значительного роста гидравлических потерь. Коэффициент избытка воздуха α изменяется аналогично и по тем же причинам. Поэтому отношение ηv /α остается приблизительно постоянным. Уменьшение α сначала благоприятно влияет на параметры термодинамического цикла, но затем препятствует полному сгоранию топлива и приводит к дымлению.
Минимальная устойчивая угловая скорость nмин зависит главным образом от качества распыления топлива, которое ухудшается по мере снижения скорости, а также от утечек и тепловых потерь в процессе сжатия, возрастающих при снижении скорости. Эти причины приводят к невозможности обеспечить надежное воспламенение и горение смеси при скорости n < nмин.