Семейство ЗИЛ/БАЗ-135

Страница 10

Пусковая установка СПУ-35Б берегового ракетного комплекса "Редут" на шасси БАЗ-135МБ. 1967 год

Разведывательный комплекс ВР-3 "Рейс" (1972 - 1989 гг.)

Более распространенной системой, которую монтировали на шасси 135МБ, являлся комплекс воздушной разведки ВР-3 "Рейс" ВВС СССР тактического назначения. Его главной составной частью являлись малогабаритные реактивные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) многоразового использования с парашютной посадкой. Еще в середине 1960-х годов к проектированию таких самолетов-разведчиков приступило ОКБ А.Н. Туполева. Формальной основой их развития стало ПСМ от 30 августа 1968 года о разработке нового беспилотного комплекса тактической разведки "Рейс" и входивших в его состав пусковой установки, самолета Ту-143 и средств обеспечения. Создание комплекса началось с детального проектирования летающего беспилотного разведчика, первый запуск которого состоялся 1 декабря 1970 года. В полном составе комплекс появился в 1972 году, затем в течение четырех лет проходил государственные испытания. В производство он поступил в 1975-м и через год был принят на вооружение.

Для запуска самолета служила пусковая установка СПУ-143, представлявшая собой укороченный цилиндрический 9-метровый ТПК с углом возвышения 15?, нижней V-образной частью и двумя герметично закрывавшимися крышками. Из него по специальным направляющим запускали самолет-разведчик Ту-143 длиной 8060 мм и стартовой массой 1230 кг. Он развивал максимальную скорость 925 км/ч и мог осуществлять воздушную разведку на дальности 170 - 180 км и на минимальной высоте 100 м. Для его перевозки из хранилища и перегрузки на СПУ служила транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143, смонтированная на шасси 135МБ с открытой безбортовой платформой и собственным трехсекционным гидравлическим краном-манипулятором. Помимо своих основных транспортно-перегрузочных функций она служила своеобразным поисково-спасательным автомобилем для обнаружения, погрузки на свою платформу и возращения ДПЛА, вернувшихся с задания. Первая система "Рейс" находилась в производстве до 1989 года. Комплекс служил в основном в Советской Армии, но в нескольких экземплярах поступил в вооруженные силы Чехословакии, Румынии и Сирии.

Пусковая установка СПУ-143 беспилотного разведывательного самолета Ту-143 комплекса "Рейс". 1976 год

В 1981 году началась разработка модернизированного комплекса тактической воздушной разведки ВР-3Д "Рейс-Д" с самолетом-разведчиком Ту-243 длиной 8290 мм и взлетной массой 1400 кг. Свой первый полет он совершил в декабре 1987 года. Новый самолет был оборудован несколькими системами наблюдения высокой разрешающей способности и обладал повышенными летными и разведывательными качествами: достигал максимальной скорости 940 км/ч и выполнял свои функции на дальности до 360 км и высоте минимум 50 м. В это же время были построены новые пусковая установка СПУ-243 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-243. После долгих испытаний комплекс "Рейс-Д" в 1994 году был рекомендован к производству и принят на вооружение ВВС Российской Федерации в конце 1990-х.

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 комплекса "Рейс" на шасси БАЗ-135МБ. 1976 год

Паромная амфибия ПММ "Волна" (1974 - 1985 гг.)

В истории создания принципиально новой системы самоходных четырехосных колесных паромов с кодовым наименованием "Волна" остается еще множество белых пятен. По общей концепции они являлись непосредственным развитием проекта паромной машины на базе амфибии ЗИЛ-135П со стеклопластиковым корпусом, которую в первой половине 1960-х годов разрабатывали в СКБ ЗИЛ для перспективного самоходного понтонного парка ПМП-А. Еще в феврале 1963 года, в самом начале проектирования, стало ясно, что для этой цели необходимо создание принципиально новой плавающей понтонной машины со специальным более прочным металлическим корпусом. С конца 1960-х всеми разработками таких систем в рамках проектно-конструкторской темы "Волна" занимался коллектив СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из украинского города Кременчуг под руководством главного конструктора Е.Е. Ленциуса. В 1974 году там был построен первый прототип колесной понтонно-мостовой машины ПММ (ПММ-1), ставшей основой уникального самоходного понтонного парка СПП.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru