При сдаче судна судовладелец и фрахтователь назначают своих сюрвейеров для инспекции состояния судна и совместного подписания соответствующего акта. Все расходы и потери времени по передаче судна в бербоут-чартер, включая оплату необходимых документов, относятся на счет судовладельца, а все расходы по возврату судна из бербоут-чартера — на счет фрахтователя. Время, потраченное на оформление возврата судна, оплачивается фрахтователем по арендной ставке, оговоренной в договоре с пересчетом за сутки (часть суток).
При сдаче судна в аренду фрахтователь совместно с судовладельцем производят полную инвентаризацию всего судового оборудования, грузовых устройств, снабжения и расходных материалов на борту судна. Фрахтователь при приеме судна в бербоут-чартер должен принять и оплатить все топливо, смазочные масла, воду, невскрытую провизию и краски, канаты и иные расходные материалы по существующим на данное время рыночным ценам в порту приема судна.
Возврат судна. Условия возврата судна во многом аналогичны его сдаче. Судно должно быть возвращено в конкретном безопасном и свободном ото льда порту или безопасном порту в пределах согласованного ренджа, в сроки, примерно установленные для окончания бербоут-чартера. Фрахтователь должен направить судовладельцу 30-дневный предварительный и 14-дневный окончательный нотис о предполагаемом времени и месте возврата судна.
Судно должно быть возвращено в таком же хорошем состоянии, в котором оно было взято в бербоут-чартер, с учетом естественного износа. При возврате судна производится совместный сюрвейерный осмотр, результаты которого оформляются письменным заключением аналогично вышеизложенной процедуре сдачи судна в бербоут-чартер. Потери времени и необходимые дополнительные расходы, связанные с возвратом судна, относятся на счет фрахтователя.
Судовладелец оплачивает топливо и машинное масло на борту, а также все не распакованные места и предметы судового снабжения.
Права фрахтователя по использованию судна. Определены очень широко, так как судно передается в его владение и под полный его контроль, однако некоторые ограничения, связанные с сохранением юридического и физического права собственности судовладельца, все же существуют:
• фрахтователь не может использовать судно для незаконных перевозок, могущих привести к конфискации судна;
• судно не должно эксплуатироваться в районах высоких широт и других районах, не покрываемых обычным страхованием КАСКО;
• на судне не могут перевозиться радиоактивные материалы и отходы, исключая особо согласованные "легкие" радиоактивные изотопы, применяемые в целях науки, техники, медицины или сельского хозяйства.
Содержание и эксплуатация судна. Выполняется за счет фрахтователя в полном соответствии с требованиями международных конвенций, классификационных обществ и правил технической эксплуатации.
Судовладелец имеет право контролировать состояние судна, условия его эксплуатации и технического обслуживания, соблюдение классификационных требований по периодичности докования, очистке и покраске корпуса. Такой контроль судовладелец осуществляет посредством сюрвейерских инспекций судна, которые могут производиться в любое время и в любом порту захода судна. Если выясняется, что фрахтователь эксплуатирует судно с нарушением технических правил или классификационных требований, не осуществляет своевременный ремонт, докование и мероприятия по поддержанию класса судна, судовладелец имеет право после соответствующего предупреждения изъять судно из эксплуатации без ущерба для других своих требований по бербоут-чартеру (за исключением варианта с последующим выкупом судна фрахтователем).
Если в период бербоут-чартера международные или национальные нормы потребуют модернизации судна или оснащения его каким-либо дополнительным оборудованием, фрахтователь должен осуществить это за свой счет, однако, если сумма расходов фрахтователя на эти мероприятия превышает 5% действительной стоимости судна, это может служить основанием к пересмотру арендной платы или иному регулированию расходов, понесенных фрахтователем.
Арендная плата. Оплата аренды судна в бербоут-чартере аналогична оплате в тайм-чартере, то есть производится авансом за согласованный период предстоящей работы судна. В проформе иВагесоп-89" использован неудачный термин — "за календарный месяц", который предусматривает одинаковую оплату за 28, 30 или 31 календарный день работы судна, производимую в первое число каждого месяца, при этом неполные первый и последний месяцы аренды оплачиваются пропорционально.
При неуплате арендной платы в течение 7-ми последовательных дней, судовладелец после соответствующего извещения фрахтователя имеет право вывести судно из бербоут-чартера без ущерба для иных своих требовании по нему, за исключением варианта договора с последующим выкупом судна.