ТД-2 Гродно
ТД-3 Крулевщизна
ТД-4 Слуцк
Моторвагонное депо:
ТЧ-9 Минск (ЭР9М, ЭР9Е, ЭР9Т, ЭР9ТМ, ЧМЭ3, ЭПг, ЭПр)
В настоящее время основными проблемами локомотивного хозяйства являются физическое и моральное старение локомотивного парка (имеющийся инвентарный парк изношен более чем на 70 %) и отсутствие необходимых производственных мощностей отечественных заводов для выпуска новых локомотивов.
Для решения этих проблем в процессе реформирования железнодорожного транспорта была подготовлена Программа создания и освоения производства новых локомотивов в 2004—2010 гг., предусматривающая продление сроков службы и модернизацию тепловозов и электровозов на локомотиворемонтных заводах, разработку и производство новых локомотивов за счет перепрофилирования и увеличения мощностей локомотивостроительных заводов.
В 2010 г. была проведена реорганизация локомотивных депо с разделением функций эксплуатации и ремонта, а также переоснащение базовых депо (по ремонту и эксплуатации локомотивов) согласно установленным техническим требованиям.
Суть реорганизации заключается в разделении локомотивного хозяйства в целом, и локомотивных депо в частности, на два самостоятельных вида хозяйственной деятельности - ремонтную и эксплуатационную составляющие. В результате индивидуального подхода к каждому депо и создания новой вертикали управления планируется сформировать два эффективно взаимодействующих между собой комплекса, один из которых будет осуществлять перевозки, а другой - обеспечивать надлежащее техническое обслуживание и ремонт локомотивов.
Сама идея разделения локомотивных депо белорусской магистрали на эксплуатационные и ремонтные назрела давно. Целью таких структурных преобразований является повышение эффективности работы локомотивного хозяйства, обеспечение безопасности движения поездов.
Согласно расчетам, запланированная реорганизация дает положительный эффект. Однозначно повысилось качество ремонта. С этой целью создана система сервисного обслуживания, которая обеспечивает ответственность ремонтных служб за выполняемые ими работы.
В свою очередь, локомотивным бригадам не нужно устранять неисправности на локомотиве в пути следования. Их основной задачей останется ведение поезда, управление тормозами и обеспечение безопасности движения. В основе идеологии должна быть мысль, что машинист - это человек, который грамотно, квалифицированно и искусно управляет локомотивом, но не ремонтирует его, не исправляет недоделки ремонта.
За эксплуатационной составляющей локомотивного хозяйства и входящих в ее состав эксплуатационных депо останутся такие функции как: обеспечение потребности магистрали в локомотивах и локомотивных бригадах; содержание локомотивов в технически исправном состоянии; обеспечение безопасности движения поездов и др. В обязанности новой структуры по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов входит: выполнение ремонта и техобслуживания локомотивов; своевременное обеспечение ремонтных депо оборудованием, запчастями и материалами; содержание в технически исправном состоянии технологического оборудования, производственных зданий и сооружений.
Необходимо отметить, что в странах Западной Европы, эксплуатационная и ремонтная составляющие никогда не работали как единое предприятие. По пути разделения локомотивного хозяйства на сферы ремонта и эксплуатации пошли и в Российской федерации.
На сегодняшний день весь ремонт тягового подвижного состава белорусской магистрали производится собственными силами на базе 17 локомотивных депо, которые обеспечивают содержание подвижного состава дороги на хорошем техническом уровне. Эти же предприятия производят необходимую модернизацию локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Оказываемые здесь услуги по ремонту пользуются заслуженным спросом не только у отечественных промышленных организаций, но и у железных дорог стран СНГ и Балтии.
Одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги сегодня является ее участие в работе международных транспортных организаций. Дорога является членом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного Союза железных дорог (МСЖД), Координационного Совета по Транссибирским перевозкам (КСТП) и ряда других.
Благодаря участию в деятельности этих организаций сохранено и развивается общее информационное пространство, проводится согласованная тарифная политика, создана нормативно-правовая база организации перевозок и использования подвижного состава. Разрабатываются конкретные меры, предусматривающие улучшение организации международных железнодорожных перевозок, позволяющие более эффективно решать проблемы эксплуатационных, технических и экологических аспектов железнодорожного транспорта. Формируются общие принципы транспортной политики, принципы сближения транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщениях.