Принципиальная схема рулевой установки представлена на рис.8.1.
Рулевое устройство состоит из комплекса механизмов. Перекладка рулей осуществляется вращением румпелей 5, которые приводятся в движение тягами 6, которые в свою очередь получают движение от главного румпеля 4. Главный румпель связан с гидравлической машиной 7 двумя гидравлическими плунжерами, которые приводятся в действие насосом. Тросовый сегмент 1 связан с главным румпелем, и передаёт движение на эксцентриковые шайбы 3, трос закреплён в узле пружин 2, в котором происходит натяг и крепление троса.
Контактное давление pk на сопрягаемых поверхностях, возникающее вследствие упругих деформаций материала ступицы румпеля и баллера, обеспечивающее передачу крутящего момента на перо руля, определяют из соотношения
pk=6 МПа
На баллер от пера руля передаётся момент, который имеет значение:
где, - плотность воды, равная 1020 кг/м3; - скорость потока воды, набегающего на руль, м/с; F – площадь руля, м2; sin- наибольший угол перекладки пера руля.
Нм
dср - средний диаметр конуса вала,м; dcр= 0,059м; Wp =0.2d3cp- полярный момент инерции сечения вала,м3; fT=0.15 - коэффициент трения при круговом смещении; Lф - фактическая длина контакта поверхностей баллера и румпеля;Lф= 0,032 м. Кз= 2,8 - коэффициент запаса несущей способности соединения.
Значение диаметрального натяга Sн, необходимое для создания контактного давления рк, определяется по формуле
Sн=м.
где E1 и E2 - модули упругости материала румпеля и баллера, МПа; E1 = E2 =2,06*105МПа С1 и С2 - коэффициенты жесткости баллера и румпеля.
Выражение для расчета коэффициентов жесткости С1 и С2 из задачи Ляме имеет вид
где d0 - диаметр сверления баллера(для сплошного баллера d0=0);
Dн - наружный диаметр ступицы румпеля; Dн=0,335 м.
μ1 и μ2- коэффициенты Пуассона материала баллера и румпеля. μ1 = μ2=0,3
Осевое перемещение S румпеля по конусу баллера связано с диаметральным натягом Sн зависимостью
S=Sн/К=0,053*10-4/0,1=0,000053 мм/м
где К - конусность вала.К=1/10
При известных значениях pк усилие напрессовки румпеля на баллер с подачей масла на сопрягаемые поверхности будет определяться по формуле:
кН
где p = 1,3pк - давление масла, подаваемого на сопрягаемые конические поверхности, Па;
Fф - фактическая площадь контакта конических поверхностей, М2;
Fф=3,14*0,032*0,059=0,0059
fм = 0,01 - коэффициент трения между коническими поверхностями при наличии масляной пленки. На рис.8.2 представлен румпель в сборе с баллером.
Рис.8.2 Румпель в сборе с баллером. Для крепления румпеля используется аналогичное оборудование, что и при насадке гребного винта, только с другими переходниками.