Зажим соединительный распорный ЗСР предназначен для крепления в вертикальной плоскости двух контактных проводов. Зажим служит для распора между основным контактным проводом и байдратом на кривых участках пути и пересечениях трамвайных проводов. Зажим состоит из основной щечки с отверстием М12 ии прижимной щечки с отверстием без резьбы, скрепленных болтом (рис. 11, д). Основная и прижимная щечки изготавливаются из стали марки СтЗ или ковкого чугуна марки КЧ35-10 с последующей оцинковкой.
Троллейбусный подвесной зажим ЗПВ и его модификация — зажим подвесной усиленный ЗПВ-2— предназначены для крепления к подвесной системе контактного провода в сети троллейбуса. Зажим состоит из основной щечки с четырьмя отверстиями М8 и прижимной щечки с отверстиями без резьбы, скрепляемых винтами М8 X 14 или для ЗПВ-2 специальными винтами М20Х15 (рис. 12, а, б). Основная щечка в верхней части имеет прилив с резьбовым отверстием для крепления болтом к троллейбусному подвесу. Обе щечки изготавливаются из латуни марки ЛК.80-ЗЛ. Зажим с закрепленным в нем проводом должен выдерживать боковую нагрузку Р без бокового изгиба не менее 5000 Н. Зажим употребляется для поворота провода в точке закрепления на угол до 4 для участков, где предусмотрено движение без ограничения скорости, и до 8 на поворотах, кольцах в депо и др., где скорость ограничена до 20—15 км/ч. Зажим ЗПВ-2 обладает более прочным закреплением и в последнее время получает преимущественное применение повсеместно.
Зажим электросоединительный питающий переходной ЗЭПГ1 предназначен для присоединения медного провода или кабеля к контактному проводу троллейбуса при помощи зажимов ЗЭП.
Зажим состоит из основной и прижимной щечек, скрепленных четырьмя специальными винтами М20ХІ5 (рис. 12, в). Верхняя часть основной щечки имеет гребень, по форме соответствующий верхней части контактного провода.
Обе щечки изготавливаются из латуни марки ЛК80-ЗЛ. Электрическое переходное сопротивление между зажимами и проводом должно быть не более сопротивления 1 м' контактного провода, а нагрев не должен превышать нагрев самого провода при прохождении по нему максимально допустимого тока.
Представляет интерес перспективная конструкция зажима, закрепляемого на проводе при помощи обжатия нижних, частей губок и залрессовыванием их в фаски провода. Преимуществом" зажима является отсутствие болтов или винтов и связанных с ними недостатков (самоотвертывание винтов, коррозия винтов и др.). Обжатие губок выполняется с помощью специального приспособления. Общий вид одной из конструкций такого зажима приведен на рис. 12, г.
Зажим стыковой троллейбусный ЗС предназначен для механического и электрического соединений контактных проводов троллейбуса. Зажим (рис. 13, а) состоит из корпуса и шести специальных винтов М8. Корпус зажима изготавливается из Ст4, а винты — из стали 35 и имеют цинковое покрытие. Рабочие концы винтов должны быть закалены до твердости НРХ 33—38.
В нижней части корпуса предусмотрен продольный паз по профилю верхней части контактного провода. При монтаже стыкового соединения нажимные винты острыми краями врезаются в провод и прижимают его *к стенкам паза, обеспечивая прочное соединение и надежный контакт.
Нагрузка, предшествующая разрушению стыкового соединения провода МФ-85, должна быть, не менее 28,5 кН, при этом корпус не должен" деформироваться, допускаемая нагрузка 15 кН.
Электрическое сопротивление стыка должно быть не болей 1,75-10 Ом.
Стыкование медных контактных проводов может быть выполнено методом холодной сварки давлением при помощи специальных сварочных машин непосредственно на линии или на стационарной установке в мастерской.
Для временного соединения сталеалюминиевого провода применяют стыковой зажим обхватного типа (рис. 13, б); постоянное соединение провода выполняется сваркой или специальным двухступенчатым зажимом, где стыковое соединение выполняется раздельным захватом стальной и алюминиевой частей (рис. 13, в). Оба зажима изготавливаются из стали.
Зажимы, применяемые для сталеалюминиевого провода, имеют те же конструкции и отличаются лишь покрытием поверхности цинком или кадмием. Покрытие необходимо для уменьшения величины атмосферной и в особенности электролитической коррозии, которая возникает вследствие образования гальванических пар при соприкосновении алюминиевой части провода с арматурой из медных сплавов или углеродистых сталей.