Проверка общей прочности судна “ВАСИЛИЙ СУРИКОВ” в эксплуатации и оценка технического состояния его корпуса произведена на основании результатов расчета эквивалентного бруса корпуса судна, величин расчетных изгибающих моментов (п.2.3–2.4 настоящего документа) и в соответствии с требованиями "Правил” Российского Речного Регистра исходя из определения технического состояния корпуса к концу срока службы (п. 3 Приложения 1 Правил освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ). При этом также проверена прочность корпуса судна по допускаемым нормальным и касательным напряжениям, и, кроме того, произведена оценка устойчивости связей корпуса.
Проверка общей прочности судна “ВАСИЛИЙ СУРИКОВ” в эксплуатации произведена путем сопоставление фактического коэффициента запаса прочности судна в эксплуатации kЭКС с нормативным его значением kГОДН, определенным согласно п.3.3 Приложения 1 “ПОСЭ” "Правил Российского Речного Регистра”. Величина нормативного запаса прочности принята равной kГОДН=1,27 при перегибе и при прогибе судна. Минимальный фактический коэффициент запаса прочности судна в эксплуатации для сечения в средней части судна составил kЭКС =1,396
(перегиб), а для сечения по 135 шп. kЭКС =1,394
(перегиб). Результаты сопоставления фактических и нормативных коэффициента запаса прочности судна в эксплуатации приведены в таблице 8.16.
Выполненная проверка общей прочности корпуса судна в эксплуатации показала, что требования к фактическим коэффициентам запаса прочности судна в эксплуатации удовлетворяются как для в средней части судна, так и для района перехода грузовой зоны в машинное отделение и изменения системы набора.
В таблице 8.17 приведено сопоставление расчетных нормальных напряжений связей корпуса судна на уровне палубы, днища и касательных напряжений борта на уровне нейтральной оси для сечений средней части корпуса и района изменения системы набора (135 шп.) с допускаемыми напряжениями, определенных в соответствии с п. 2.2.68 ПСВП "Правил” Российского Речного Регистра.
Как следует из таблицы 8.17, максимальные значения нормальных напряжений в палубе и в днище от общего изгиба не превышают допускаемых величин, определяемых согласно п.2.2.68 ПСВП. Расчеты эквивалентного бруса также показали, что при действии расчетных и предельных изгибающих моментов потери устойчивости продольных ребер жесткости корпуса не возникает.
В таблице 8.18 приведено сопоставление максимальных касательных напряжений от общего изгиба пластин обшивки борта с допускаемыми величинами, определяемыми согласно п. 2.2.75 ПСВП "Правил” Российского Речного Регистра.
Таким образом, фактическое состояние корпуса судна “ВАСИЛИЙ СУРИКОВ” в части общей прочности удовлетворяет требованиям “Правил освидетельствования судов в эксплуатации Российского Речного Регистра” к судам класса “М-СП3,5”, эксплуатирующихся при осадке 3.13 м.
Таблица 8.16. - Проверка общей прочности корпуса судна в эксплуатации по предельным моментам
N п/п |
Параметр |
Средняя часть |
Район 135 шп. | ||
Перегиб |
Прогиб |
Перегиб |
Прогиб | ||
1 |
Предельный изгибающий момент корпуса судна в эксплуатации, МПР.ЭКС, кНм |
260228 |
-246714 |
152421 |
-170215 |
2 |
Расчетный изгибающий момент, МР, кНм |
118490 |
-176740 |
109340 |
-106630 |
3 |
Фактический коэффициент запаса прочности судна в эксплуатации, kЭКС= | МПР.ЭКС | / | МР | |
2,196 |
1,396 |
1,394 |
1,596 |
4 |
Нормативный коэффициент запаса прочности судна в эксплуатации, kГОДН |
1,27 |
1,27 |
1,27 |
1,27 |