При эксплуатации нефтеналивных танкеров особой проблемой является необходимость защиты морской окружающей среды при повреждении наружной обшивки судна. Для большинства отечественных танкеров дедвейтом до 5000 т., сложилась такая ситуация, когда при наличии двойного дна и двойных бортов они не отвечают требованиям Правила 21 Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 при перевозке нефти и нефтепродуктов плотностью более 0,900 т/куб. м (у танкера проекта Р77 второе дно отсутствует).
Согласно пункту 6.1 Правила 19 фактическая высота двойного дна должна быть не менее значения, определяемого по формуле h = B/15 => 0,76 м (для танкера проекта Р 77 такая величина должна составлять 0,99 м).
Это можно объяснить тем, что международные требования к «двойному» контуру появились намного позже (1973, 1978 г.г.) разработки концепта отечественного танкера смешанного река-море плавания с «двойным корпусом» (конец 1950-х г. г.).
Стоит отметить, что такая ситуация характерна для всего мирового флота, так как среди 3512 «малых» танкеров всех флагов всего лишь 151 (4%) имеют удовлетворяющий МК МАРПОЛ 73/78 двойной корпус.
Для соответствия МК МАРПОЛ 73/78 существует несколько вариантов «долговременных» действий:
- списание старых судов и постройка новых танкеров отвечающих требованиям МК МАРПОЛ 73/78;
- перевозка только светлых нефтепродуктов, т.е. грузов с плотностью 0,900 т/куб. м и менее;
- модернизация танкеров в сухогрузы;
- установка второго дна и вторых бортов без изменения года постройки (модернизация);
- установка второго дна и вторых бортов с изменением года постройки (конверсия).
Подобные решения позволяют продлить срок службы существующих танкеров на срок 10-15 лет и обеспечить заданный международным сообществом уровень экологической безопасности.