В настоящее время во всех развитых странах является общепризнанным следующий взгляд на проблему повышения качества: никакие эпизодические, отдельные, даже блестяще организованные и крупные мероприятия не могут обеспечить значительное повышение качества продукции; для решения этой задачи необходима система целенаправленных и планомерно осуществляемых мероприятий, система управления качеством. Если система качества – это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством производственной деятельности авиапредприятия может рассматриваться как регламентированная нормативными документами совокупность взаимосвязанных системных организационных, технических, экономических, правовых, социальных и информационных мероприятий, методов и средств, направленных на систематическое, планомерное улучшение управления авиационным предприятием, повышение эффективности и качества производственной деятельности авиапредприятия.
Обслуживание пассажиров при задержках рейса
Аэропорт может не принимать и не выпускать воздушные суда по метеоусловиям или по техническим причинам. При этом происходит постепенное накопление “невылетающих” пассажиров, встречающих и провожающих пассажиров. В таких случаях аэропорт переходит на график особого режима и создаётся оперативная группа, которая:
· составляет почасовой график движения воздушных судов и контролирует его выполнение
· контролирует подготовку воздушных судов к вылету
· принимает решение о вызове любых работников в любое время
· проверяет обоснованность срока вылета задержанных рейсов, не допуская многократных переносов
· ведёт учёт скопившихся пассажиров, распределяет их по рейсам, используя попутные и совмещённые рейсы
· обеспечивает чёткое и своевременное информирование пассажиров, посетителей и персонала
· выделяет для пассажиров дополнительные помещения в аэропорту, автотранспорт для доставки в гостиницы, камеры хранения для багажа пассажиров задержанных рейсов
· отправляет пассажиров другими видами транспорта
· вносит изменения в режим работы предприятий питания (буфетов, столовых и т.д.)
· организует досуг пассажиров.
При задержках рейса более чем на 1 час, пассажир получает право на вынужденный отказ от перевозки (пассажиру возвращается не только тариф за невыполненную перевозку, но и все сборы за платные услуги, если они оказывались и были оплачены пассажиром, но только в первоначальном аэропорту до начала перевозки). Также в соответствии со ст. 120 ВК РФ пассажир имеет право на компенсацию за просрочку в перевозке, если просрочка произошла по вине перевозчика (25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы).
Обслуживание на борту воздушного судна
К основным задачам обслуживания относятся:
1. предоставление сервисных услуг на борту воздушного судна
2. обеспечение безопасности полёта
3. обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров
Для выполнения этих задач к обслуживающему персоналу предъявляются следующие требования:
· хорошо знать и грамотно эксплуатировать авиационную технику и специальное оборудование воздушного судна
· обладать высокими моральными качествами, быть вежливым, предупредительным и внимательным
· чётко действовать в экстремальных ситуациях
· иметь приятную внешность
· знать и полностью выполнять должностные инструкции
Основные виды обслуживания:
1. встреча пассажиров и размещение их в салоне воздушного судна
2. зрительная и устная информация
3. выдача предусмотренных картой полётов рационов питания и напитков
4. торговля сувенирами
5. оказание доврачебной медицинской помощи
6. организация культурного досуга
7. проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности полёта и действиями в экстремальных ситуациях
8. высадка пассажиров с их ручной кладью с воздушного судна
Виды и объём обслуживания зависят от:
- класса перевозки, которой следует пассажир
- дальности полёта и количества промежуточных посадок
- типа воздушного судна, его пассажировместимости и оборудования
- характера рейса (внутренний или международный).
Исходя из объёмов обслуживания, типа воздушного судна, класса обслуживания зависит количество бортпроводников, которые входят в состав бригады.